logo search
ответы к гэк

Вопрос 61 Основные формы и методы управления государственным и муниципальным имуществом

Имущество может быть в собственности юридических лиц, граждан, а еще Российской Федерации (РФ), субъектов РФ и муниципальных образований.

В Российской Федерации существуют муниципальная, государственная, частная и иные формы собственности. Следовательно, можно говорить о многообразии форм собственности.

К муниципальной собственности относится имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям. Права собственника от лица муниципального образования выполняют органы местного самоуправления и иные лица. Имущество, которое находится в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, которое не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

К государственной собственности в РФ относится:

имущество, которое принадлежит на праве собственности субъектам РФ, — собственность субъектов РФ;

имущество, которое принадлежит на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

земля и иные природные ресурсы, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В Российской Федерации к государственной собственности отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны, Вооруженных Сил; объекты оборонного производства, ядерной энергетики; расщепляющиеся материалы; ядовитые и наркотические вещества; другие объекты и имущества.

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности:

составляющие основу национального богатства страны

историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач: Государственная казна Российской Федерации,

Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров и д.р.

Объекты оборонного производства

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и д.р.

В Российской Федерации имеет место многообразие форм собственности.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования действуют в финансовых отношениях на равных правах с иными участниками данных отношений — юридическими лицами и гражданами.

Органы государственной власти от лица Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут приобретать и выполнять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

Органы местного самоуправления от лица муниципальных образований в пределах своей компетенции могут приобретать и выполнять финансовые и иные права и обязанности.

По специальному поручению при осуществлении финансовых и иных решений от лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование несут ответственность согласно своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться лишь в государственной либо муниципальной собственности.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование на право хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, которое не закреплено за государственными учреждениями и предприятиями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ. 6

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями.

Имущество, которое находится в государственной либо муниципальной собственности, может быть приватизировано, то есть передано его собственником в собственность юридических лиц и граждан.

Имущество, которое находится в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Собственность будет долевой, если в общей собственности определяется доля каждого из собственников. Общая собственность без определения таких долей называется совместной. Общая собственность на имущество, как правило, является долевой. По соглашению участники долевой собственности могут устанавливать порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

С 28.08.2007 изменились правила учета движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации. С этого дня вступило в силу Положение об учете федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447

Новое Положение касается всех федеральных органов власти, государственных учреждений и предприятий, иных юридических и физических лиц, которым на соответствующем вещном праве или в силу закона принадлежат государственные земельные участки, здания, акции и прочие объекты.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют:

а) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении

б) территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в отношении

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Реестр состоит из 3 разделов:

В 1 включаются сведения о федеральном недвижимом имуществе.

В раздел 2 - о движимом имуществе

В раздел 3 - о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Аренда государственного имущества представляется потенциальным арендаторам довольно привлекательной: обычно расценки государственных предприятий (во всяком случае официальные) относительно невысокие. Однако уже на начальной стадии взаимоотношений с государственным предприятием у контрагентов возникают трудности: сложная заформализованная процедура оформления правоотношений, жесткие и дискриминационные условия договора.

Влияние ФГИУ на заключение договоров аренды определяется тем, что этот орган власти:

1) разрабатывает и утверждает Типовой договор аренды государственного имущества (далее - Типовой договор) ;

2) дает разрешение на заключение договоров аренды государственного имущества, при этом он осуществляет правовую экспертизу проекта договора аренды, предоставляемой предприятием.

В соответствии с КОНЦЕПЦИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

И ПРИВАТИЗАЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 № 903)

Управление акциями, долями Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.

Деятельность по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется следующим образом:

а) Федеральное Собрание Российской Федерации в рамках федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, и акций открытых акционерных обществ, а также прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает 5 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

б) Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение (за исключением продажи) акциями, находящимися в федеральной собственности;

в) Правительство Российской Федерации принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в федеральной собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права ("золотой акции"), определяет порядок назначения (избрания) представителей Российской Федерации в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция");

г) Министерство государственного имущества Российской Федерации принимает решения о продаже акций, от имени Российской Федерации осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает представителям Российской Федерации в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Российской Федерации в акционерных обществах, организует учет акций, находящихся в федеральной собственности, и ведение соответствующего реестра;

д) Российский фонд федерального имущества от имени Российской Федерации владеет переданными ему акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Российской Федерации как акционера в акционерных обществах, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли - продажи акций, осуществляет от имени Российской Федерации выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческих конкурсов;

е) отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют в Министерство государственного имущества Российской Федерации кандидатуры для назначения представителей Российской Федерации в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, а также предложения по голосованию представителей Российской Федерации по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, участвуют в принятии решений о закреплении акций, находящихся в федеральной собственности, их продаже и ином распоряжении этими акциями.

Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначенных Правительством Российской Федерации.

Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно - хозяйственного комплекса в целом.

Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:

а) подготовка государственного имущества к приватизации;

б) непосредственная реализация приватизационных процедур;

в) выполнение новым собственником взятых обязательств.

Государственный контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя:

контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества;

поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества;

контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество.

Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями

Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.

Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями

Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;

снижение цен на определенные виды товаров и услуг;

сокращение количества унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов федерального бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.