Экономический и социальный комитет
Экономический и социальный комитет – один из органов Европейского союза, судьба которого сложилась менее счастливо, чем у многих других. Он был задуман и создан еще Римскими договорами 1957 г. как чисто консультативный орган. Главное его иазначение заключалось в том, чтобы дать возможность выявлять и выражать интересы трех важных слоев населения: предпринимателей, работников и власти. Дискуссии на таком форуме, как Экономический и социальный комитет, призваны способствовать выработке совместных докладов, выводов и проектов по проблемам, затрагивающим эти группы населения. Все разработки Комитета с самого начала носили рекомендательный характер. Именно в таком качестве они направляются в Комиссию и Совет министров.
Собственно говоря, идея создания Экономического и социального комитета не нова, да и родилась она не в сообществах. Примерно в пяти-шести государствах – членах Европейского союза давно уже существуют и достаточно активно действуют аналогичные структуры («тройственные комиссии» и т.п.), состоящие из представителей различных групп населения и призванные выражать интересы этих групп по проблемам экономического и социального развития (подобная комиссия отсутствует, однако, в такой стране, как Германия). Сложилось понятие «триединого союза», объединяющего власти, предпринимателей и работников.
Экономический и социальный комитет с самого начала и до последнего времени действует лишь в ЕЭС и Евратоме. В ЕОУС его нет по той простой причине, что там еще ранее был образован и ныне сохраняется как самостоятельный орган Консультативный комитет. Никакого слияния комитетов не произошло. Вероятнее всего, причина этого коренится в той не очень значительной роли, которая отведена им в соответствии с учредительными договорами. Практика не «поправила» исходные документы и, более того, подтвердила определенную второстепенность Экономического и социального комитета ЕЭС и Евратома, равно как и Консультативного комитета ЕОУС.
В составе Экономического и социального комитета в настоящее время насчитывается 220 членов. Это число членов Комитета распределяется между государствами-членами с помощью «ключа», каковым является численность населения той или иной страны. В соответствии с этим «ключом» четыре наиболее крупные страны – Германия, Великобритания, Франция и Италия – направляют в Комитет по 24 члена; Испания – 21 члена; еще одна четверка: Бельгия, Греция, Голландия и Португалия – по 12; Австрия и Швеция – по 11; Дания, Финляндия и Ирландия – по 9; Люксембург – 6 членов.
Все члены Комитета назначаются правительствами государств-членов, а затем утверждаются Советом министров Европейского союза. При этом каждое национальное правительство представляет список, содержащий вдвое больше кандидатов, чем количество мест, отведенных представителям соответствующего государства в Комитете. Задача Совета министров состоит в том, чтобы отобрать из этих кандидатов членов Комитета по установленным квотам. Члены Комитета назначаются сроком на четыре года с правом быть вновь назначенными после истечения этого срока.
По своему статусу Экономический и социальный комитет существенно отличается от других органов Европейского союза. Он достаточно автономен. Заседания Комитета могут созываться не только по инициативе Совета и Комиссии, но и по его собственной инициативе – чаще всего по проблемам, его интересующим. На аналогичных началах действует Консультативный комитет ЕОУС.
Что же такое консультативное^ Комитета? Если исходить не только из учредительных договоров, но и из практики, то можно сказать следующее. Это, разумеется, прежде всего высказывание Комитетом своего мнения институтам сообществ. Кроме того, особую роль играет прямая и обратная связь с представляемыми группами, что бесспорно в какой-то степени предопределяет формирование общественного мнения. В оценках, анализах, предложениях Комитет отражает также связи с политическими организациями и группировками.
В определенной мере можно провести сопоставление Экономического и социального комитета (а также Консультативного комитета) с трехсторонними комиссиями (труд – капитал – государство) в государствах – членах Европейского союза. По сути дела это институт социального партнерства на уровне Европейского союза.
Установлено, что консультации подразделяются на обязательные и факультативные. Совет или Комиссия в обязательном порядке консультируются с Экономическим и социальным комитетом во всех случаях, предусмотренных в Договоре. Отсутствие такой обязательной консультации означает серьезное процедурное нарушение и может привести к тому, что в случае спора Суд европейских сообществ может объявить соответствующий акт Совета или Комиссии недействительным. Что касается факультативных консультаций, то формально они необязательны. Но на практике по своему значению они нередко мало чем отличаются от обязательных. Не случайно сфера таких консультаций расширяется.
В Маастрихтском договоре сохранены и обязательные, и факультативные консультации, которые проводятся с Комитетом как Советом, так и Комиссией. Указано на то, что эти институты в случае необходимости консультируются с Комитетом. Особенно важно положение о том, что Комитет высказывает свое мнение по собственной инициативе, если считает такую свою акцию уместной (ст. 198). Амстердамский договор ввел консультации Европарламента с Экономическим и социальным комитетом в официальные рамки.
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение