§ 3. Налоговое право: налоговая система, ответственность за нарушение налогового законодательства
Налог — платеж (обязательный, индивидуально-безвозмездный), взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчисления денежных средств (принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления). Он собирается с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Так, в 1994 г. за счет налогов было сформировано 75 процентов федерального бюджета.
Существуют различные основания, которые могут быть положены в основу классификации налогов.
По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые, или подоходно-поимущественные, налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, подоходный налог уплачивается при получении дохода; налог на имущество уплачивается собственниками определенных видов имущества (сбережений). Косвенные налоги, или Налоги на потребление, взимаются в процессе расходования материальных благ. Например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.
В зависимости от характера распределения сумм различают закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленными называются налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета РФ. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.
В зависимости от характера использования налоги бывают общие и целевые. Общие налоги не имеют привязки к определенным расходам, они поступают в бюджет как в общий денежный фонд. Целевые налоги учитываются отдельно на счетах бюджетных фондов, выделяются отдельной строкой в бюджете и используются на конкретные цели. Например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
В зависимости от территориального уровня налоги делятся на федеральные, налоги субъектов РФ, местные налоги и сборы. Федеральные налоги устанавливаются законами РФ и взимаются на всей ее территории. В случае регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня. Налоги субъектов РФ устанавливаются актами РФ или законами субъекта РФ. Конкретная ставка налога определяется субъектом РФ самостоятельно. Зачисляются эти налоги в бюджет субъекта или в порядке регулирования в бюджеты муниципальных образований. Местные налоги и сборы на долгосрочной основе в соответствии с законом РФ зачисляются в бюджеты муниципальных образований.
В зависимости от времени уплаты различают регулярные и разовые налоги. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени существования объекта налогообложения. Так, подоходный налог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегодной основе, налог на добавленную стоимость взимается ежемесячно или поквартально. Разовые налоги взимаются в связи с каким-либо событием. Например, уплата таможенной пошлины при наличии факта импорта или экспорта товара. Разовым является налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, физическими лицами, и налоги, которые платят и те, и другие. К налогам с юридических лиц относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и подоходный налог с предприятий, налог на имущество предприятий. Физические лица платят подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке дарения. Общими для юридических и физических лиц являются налоги, зачисляемые в дорожные фонды, транспортный налог, земельный налог.
Все виды налогов, собираемых на территории РФ, объединяется в налоговую систему, под которой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4). налог на доход от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог; 4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Значимость каждого из перечисленных налогов зависит от уровня бюджета, который они формируют. Так, например, в 1998 г. федеральный бюджет сформирован за счет налоговых доходов следующим образом:
— налог на добавленную стоимость — 46 процентов,
— налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций — 15 процентов,
— акцизы — 25 процентов,
— ввозные таможенные пошлины — 10 процентов.
Действенность налоговой системы во многом зависит от содержания конкретного закона о налоге. Правильно сформулированный закон о налоге обеспечивает взаимопонимание по поводу сбора налогов между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов. Для того чтобы закон о налоге был выполнимым или работающим, он должен содержать элементы, которые составляют налоговую формулу.
Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики, т. е. те, кто платит налоги, и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками признаются организации, физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.
Объект налогообложения — это юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. В законодательстве РФ под объектом понимается предмет, подлежащий налогообложению (отдельные виды деятельности, стоимость отдельных товаров, доходы, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, пользование природными ресурсами и др.). Такое понимание учитывает признаки как фактического, так и юридического характера. Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а земельный участок является предметом налогообложения.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения.
Единица налогообложения используется для количественного выражения налоговой базы. Так, масштаб налога с владельцев автотранспортных средств зависит от мощности двигателя автомобиля. Мощность может быть выражена в разных единицах: в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения является единицей налогообложения.
Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения. По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты).
Срок уплаты налога и налоговый период — срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. По закону один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.
Порядок начисления налога устанавливается в зависимости от характера лица, на котором лежит обязанность по исчислению налогов. Можно выделить три вида возможных порядков исчисления налогов. В первом случае эта обязанность лежит на самом налогоплательщике (подача декларации о доходах), и в законе предусматриваются гарантии от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков (проверки налоговых органов и др.). Во втором случае, когда обязанность исчисления налогов возложена на налоговые органы, закон должен гарантировать защиту налогоплательщика от произвола налоговых органов. Возможен случай обязанности исчисления налогов фискальным агентом, тогда в законе должна быть предусмотрена защита налогоплательщика от ошибки фискального агента.
Существуют три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации; уплата налога у источника дохода; кадастровый способ уплаты налога. В соответствии с первом способом на налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах). При уплате налога у источника дохода (фискальным агентом) ей предшествует выплата денежной суммы. При кадастровом способе размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта.
Налоговые льготы направлены на сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из структурных элементов налога направлена льгота.
Налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта, называется изъятием. Например, прибыль и доходы, полученные плательщиком от определенных видов деятельности, изымаются из состава налогообла-гаемой прибыли (дохода), т. е. не подлежат налогообложению.
Скидки — налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Например, плательщик имеет право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов в целях, поощряемых государством (образование, здравоохранение, культура, благотворительные фонды и т. п.).
Налоговое освобождение — полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков. Например, от налога на строение освобождаются пенсионеры.
Налоговые кредиты — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Такие кредиты могут быть платные и возвратные, а также бесплатные и возвратные. Например, бесплатные и условно-возвратные налоговые кредиты малым предприятиям при условии сохранения ими поощряемого вида производственной деятельности в течение определенного периода.
Ответственность за налоговые правонарушения может возлагаться на налоговые органы или на налогоплательщиков.
Налоговое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которое установлена юридическая ответственность.
Налоговые органы могут совершать следующие налоговые правонарушения: правонарушения против системы налогов; правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков; правонарушения против исполнения доходной части бюджетов.
Налогоплательщики могут совершать правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, поэтому необходимо соблюдение специальных требований к открытию банковских счетов, ограничение в использовании наличных денег, предоставление косвенной декларации о доходах и т. п. Возможны правонарушения против контрольных функций налоговых органов: несвоевременная регистрация в налоговом органе или уклонение от нее, неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа, оскорбление должностного лица и т. п.
Могут иметь место правонарушения, касающиеся порядка ве дения бухгалтерской отчетности и ее представления в налоговый орган, а также обязанностей по уплате налогов. |
- Глава 6. Трудовое право и право социального обеспечения
- § 1. Общая характеристика трудового права Предмет трудового права
- Задачи трудового права
- Система трудового права
- Функции трудового права
- Развитие трудового права
- § 2. Трудовой договор Общая характеристика трудового договора
- Перевод на другую работу
- Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд
- § 3. Рабочее время и время отдыха
- Понятие рабочего времени
- Виды рабочего времени
- Режим рабочего времени
- Сверхурочная работа
- Время отдыха
- § 4. Заработная плата
- Вид и система оплаты труда
- Организация оплаты труда
- § 5. Гарантии и компенсации
- § 6. Материальная ответственность
- § 7. Дисциплина труда Понятие дисциплины
- § 8. Охрана труда
- § 9. Охрана труда женщин
- Льготы в связи с материнством
- § 10. Труд молодежи
- § 11. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением
- § 12. Трудовые споры Понятие трудового спора
- Коллективные трудовые споры
- § 13. Профессиональные союзы
- § 14. Государственное социальное страхование
- Глава 7. Семейное право
- § 1. Общая характеристика семейного права Задачи семейного права
- Семейное законодательство
- § 2. Порядок заключения брака
- Недействительность брака
- § 3. Расторжение брака
- § 4. Личные и имущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности
- Брачный договор
- § 5. Права и обязанности родителей и детей Установление происхождения детей
- Права детей
- Права и обязанности родителей
- Опека и попечительство над детьми
- Усыновление (удочерение) детей
- Приемная семья
- Глава 8. Образовательное право
- 1. Общая характеристика образовательного права Предмет образовательного права
- Структура образовательного права
- Задачи образовательного права
- Функции образовательного права
- § 2. Основы педагогического права
- Время обучения и отдыха
- Дисциплина обучения
- Условия обучения
- Содержание образования
- § 3. Особенности правового регулирования управленческих отношений в системе образования
- Образовательное учреждение
- § 4. Особенности регулирования финансовых отношений в сфере образования
- § 5. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
- § 6. Особенности государственной политики в области образования
- § 7. Международное законодательство об образовании
- Глава 9. Финансовое право
- § 1. Финансовое право российской федерации: деятельность, система, контроль
- § 2. Бюджетное устройство: бюджетный процесс, бюджетная система, бюджет, бюджетное право
- § 3. Налоговое право: налоговая система, ответственность за нарушение налогового законодательства
- Глава 10. Уголовное право
- § 1. Общая характеристика уголовного законодательства
- § 2. Задачи и принципы уголовного законодательства. Понятие преступления
- § 3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Необходимая оборона
- Крайняя необходимость
- § 4. Наказание
- Обстоятельства, смягчающие наказание
- § 5. Виды преступлений
- Преступления против личности
- Преступления в сфере экономики
- Глава 11. Международное право
- § 1. Характеристика международного права
- § 2. Международное публичное право Понятие международного публичного права
- Население
- Международные договоры
- Виды международных организаций
- Орган международной организации
- Организация Объединенных Наций
- § 3. Международное частное право
- Международное трудовое право
- Международное семейное право