logo
Право / Основы права 3

§ 3. Налоговое право: налоговая система, ответственность за нарушение налогового законодательства

Налог платеж (обязательный, индивидуально-безвозмездный), взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчисления де­нежных средств (принадлежащих им на праве собственности, хо­зяйственного ведения или оперативного управления). Он собирает­ся с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Налоги являются основным источником доходов государствен­ного бюджета. Так, в 1994 г. за счет налогов было сформировано 75 процентов федерального бюджета.

Существуют различные основания, которые могут быть поло­жены в основу классификации налогов.

По форме возложения налогового бремени налоги делятся на пря­мые и косвенные. Прямые, или подоходно-поимущественные, на­логи взимаются в процессе приобретения и накопления матери­альных благ, подоходный налог уплачивается при получении до­хода; налог на имущество уплачивается собственниками опреде­ленных видов имущества (сбережений). Косвенные налоги, или Налоги на потребление, взимаются в процессе расходования ма­териальных благ. Например, акцизы, налог на добавленную сто­имость, таможенные пошлины оплачиваются потребителем това­ров, в стоимость которых включаются эти налоги.

В зависимости от характера распределения сумм различают за­крепленные и регулирующие налоги. Закрепленными называются налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюд­жетов). Например, таможенные пошлины являются доходом фе­дерального бюджета РФ. Регулирующие налоги ежегодно перерас­пределяются между бюджетами различных уровней с целью по­крытия дефицита.

В зависимости от характера использования налоги бывают об­щие и целевые. Общие налоги не имеют привязки к определенным расходам, они поступают в бюджет как в общий денежный фонд. Целевые налоги учитываются отдельно на счетах бюджетных фон­дов, выделяются отдельной строкой в бюджете и используются на конкретные цели. Например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

В зависимости от территориального уровня налоги делятся на федеральные, налоги субъектов РФ, местные налоги и сборы. Федеральные налоги устанавливаются законами РФ и взимаются на всей ее территории. В случае регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня. На­логи субъектов РФ устанавливаются актами РФ или законами субъекта РФ. Конкретная ставка налога определяется субъектом РФ самостоятельно. Зачисляются эти налоги в бюджет субъекта или в порядке регулирования в бюджеты муниципальных образо­ваний. Местные налоги и сборы на долгосрочной основе в соответ­ствии с законом РФ зачисляются в бюджеты муниципальных образований.

В зависимости от времени уплаты различают регулярные и ра­зовые налоги. Регулярные (систематические, текущие) налоги взи­маются с определенной периодичностью в течение всего време­ни существования объекта налогообложения. Так, подоходный налог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегод­ной основе, налог на добавленную стоимость взимается ежеме­сячно или поквартально. Разовые налоги взимаются в связи с каким-либо событием. Например, уплата таможенной пошлины при наличии факта импорта или экспорта товара. Разовым явля­ется налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, физическими лицами, и налоги, которые платят и те, и другие. К налогам с юридических лиц относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и подоходный налог с предприятий, налог на имуще­ство предприятий. Физические лица платят подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке дарения. Общими для юриди­ческих и физических лиц являются налоги, зачисляемые в дорож­ные фонды, транспортный налог, земельный налог.

Все виды налогов, собираемых на территории РФ, объединя­ется в налоговую систему, под которой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и уста­новленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4). налог на доход от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фон­ды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог; 4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Значимость каждого из перечисленных налогов зависит от уров­ня бюджета, который они формируют. Так, например, в 1998 г. федеральный бюджет сформирован за счет налоговых доходов сле­дующим образом:

— налог на добавленную стоимость — 46 процентов,

— налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций — 15 процентов,

— акцизы — 25 процентов,

— ввозные таможенные пошлины — 10 процентов.

Действенность налоговой системы во многом зависит от содер­жания конкретного закона о налоге. Правильно сформулирован­ный закон о налоге обеспечивает взаимопонимание по поводу сбо­ра налогов между налогоплательщиками и государством в лице на­логовых органов. Для того чтобы закон о налоге был выполнимым или работающим, он должен содержать элементы, которые состав­ляют налоговую формулу.

Налог считается установленным, когда определены налогопла­тельщики, т. е. те, кто платит налоги, и элементы налогообложе­ния: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их исполь­зования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками признаются организации, физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложе­на обязанность уплачивать налоги или сборы.

Объект налогообложения — это юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. В законодательстве РФ под объектом понимается предмет, подлежащий налогообложению (отдельные виды деятель­ности, стоимость отдельных товаров, доходы, имущество юридиче­ских и физических лиц, передача имущества, пользование при­родными ресурсами и др.). Такое понимание учитывает признаки как фактического, так и юридического характера. Например, объек­том налога на землю является право собственности на земель­ный участок, а земельный участок является предметом налогооб­ложения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения.

Единица налогообложения используется для количественного вы­ражения налоговой базы. Так, масштаб налога с владельцев авто­транспортных средств зависит от мощности двигателя автомобиля. Мощность может быть выражена в разных единицах: в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения является единицей налогообложения.

Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения. По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты).

Срок уплаты налога и налоговый период — срок, в течение кото­рого завершается процесс формирования налоговой базы, окон­чательно определяется размер налогового обязательства. По зако­ну один и тот же объект налогообложения за определенный зако­ном налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.

Порядок начисления налога устанавливается в зависимости от характера лица, на котором лежит обязанность по исчислению налогов. Можно выделить три вида возможных порядков исчисле­ния налогов. В первом случае эта обязанность лежит на самом на­логоплательщике (подача декларации о доходах), и в законе пре­дусматриваются гарантии от злоупотреблений со стороны налого­плательщиков (проверки налоговых органов и др.). Во втором случае, когда обязанность исчисления налогов возложена на на­логовые органы, закон должен гарантировать защиту налогопла­тельщика от произвола налоговых органов. Возможен случай обя­занности исчисления налогов фискальным агентом, тогда в зако­не должна быть предусмотрена защита налогоплательщика от ошибки фискального агента.

Существуют три основных способа уплаты налога: уплата нало­га по декларации; уплата налога у источника дохода; кадастровый способ уплаты налога. В соответствии с первом способом на нало­гоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о сво­их доходах (декларацию о доходах). При уплате налога у источни­ка дохода (фискальным агентом) ей предшествует выплата де­нежной суммы. При кадастровом способе размер налогов исчис­ляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта.

Налоговые льготы направлены на сокращение размера налого­вого обязательства налогоплательщика. Льготы классифицируют­ся в зависимости от того, на изменение какого из структурных элементов налога направлена льгота.

Налоговая льгота, направленная на выведение из-под налого­обложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта, называется изъятием. На­пример, прибыль и доходы, полученные плательщиком от опре­деленных видов деятельности, изымаются из состава налогообла-гаемой прибыли (дохода), т. е. не подлежат налогообложению.

Скидки — налоговые льготы, направленные на сокраще­ние налоговой базы. Например, плательщик имеет право умень­шать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов в целях, поощряемых государством (обра­зование, здравоохранение, культура, благотворительные фонды и т. п.).

Налоговое освобождение — полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков. На­пример, от налога на строение освобождаются пенсионеры.

Налоговые кредиты — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Такие кредиты могут быть платные и возвратные, а также бесплатные и возврат­ные. Например, бесплатные и условно-возвратные налоговые кре­диты малым предприятиям при условии сохранения ими поощря­емого вида производственной деятельности в течение определен­ного периода.

Ответственность за налоговые правонарушения может возла­гаться на налоговые органы или на налогоплательщиков.

Налоговое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим обра­зом исполняются обязанности, нарушаются права и законные инте­ресы участников налоговых отношений и за которое установлена юридическая ответственность.

Налоговые органы могут совершать следующие налоговые пра­вонарушения: правонарушения против системы налогов; право­нарушения против прав и свобод налогоплательщиков; правона­рушения против исполнения доходной части бюджетов.

Налогоплательщики могут совершать правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщи­ка, поэтому необходимо соблюдение специальных требований к открытию банковских счетов, ограничение в использовании на­личных денег, предоставление косвенной декларации о доходах и т. п. Возможны правонарушения против контрольных функций на­логовых органов: несвоевременная регистрация в налоговом орга­не или уклонение от нее, неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа, оскор­бление должностного лица и т. п.

Могут иметь место правонарушения, касающиеся порядка ве­ дения бухгалтерской отчетности и ее представления в налоговый орган, а также обязанностей по уплате налогов. |