logo
Право / Основы права 3

1. Общая характеристика образовательного права Предмет образовательного права

Образовательное право, или право в области образования, ре­гулирует отношения, складывающиеся в системе образования. Его основным источником является Закон РФ «Об образовании».

Право на образование — это составная часть права на разви­тие.

Система образования существует в целях создания условий для реализации права человека на образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удов­летворение этой потребности и направлена деятельность системы образования.

Система образования, согласно ст. 8 Закона РФ «Об образова­нии», состоит из следующих элементов:

1) системы преемственных образовательных программ и госу­дарственных образовательных стандартов различного уровня и на­правленности;

2) сети образовательных учреждений различных организаци­онно-правовых форм, типов, видов;

3) системы органов управления образованием и подведомствен­ных им учреждений и предприятий;

4) участников образовательного процесса — педагогов и обу­чающихся, а также системы отношений между ними в процессе реализации права человека на образование.

Образовательные отношения — это совокупность педагогичес­ких, трудовых, имущественных, управленческих, финансовых и иных отношений, складывающихся в системе образования и между обра­зовательными учреждениями и другими организациями, а также между данными учреждениями и гражданами.

Педагогические отношения — отношения, складывающиеся между образовательным учреждением, представителем которого яв­ляется педагог (воспитатель, учитель, преподаватель, ассистент, доцент, профессор), и обучающимся (воспитанником, учащимся студентом, слушателем и другими) по поводу обучения и вос­питания. Это целенаправленный процесс обучения и воспитания интересах личности, общества, государства, в процессе которого достигается определенный уровень образования, установлен­ный государством в образовательном стандарте.

Трудовые правоотношения в системе образования возникают меж­ду образовательными учреждениями и трудящимися, педагоги­ческими и иными работниками на основе заключения трудового договора (контракта).

Имущественные правоотношения в сфере образования — это от­ношения, выражающие правовое положение образовательного учреждения: основания возникновения и порядок осуществления права собственности, договорные и иные обязательственные, иму­щественные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения образовательных учреждений с другими организациями и гражданами.

Управленческие отношения — отношения между образователь­ным учреждением и органом управления образованием, между органами управления образованием, между работником и адми­нистрацией.

Финансовые отношения — это налоговые отношения, отноше­ния по бюджетному финансированию и др.

Земельные отношения — это отношения между образователь­ными учреждениями как землепользователями и органами мест­ного самоуправления, государственными органами, организаци­ями и гражданами.