logo
Право / Основы права 3

§ 7. Дисциплина труда Понятие дисциплины

Дисциплина — это элемент и функция социальной системы, обес­печивающие сохранение существующих отношений в самой социаль­ной системе и позволяющие организации развиваться. Это обще­ственные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения социальных и технических норм, правил поведения в организации, семье, обществе, государстве, в технологическом процессе.

Когда мы говорим о трудовой дисциплине человека или орга­низации, то имеем в виду прежде всего исполнительскую дис­циплину, степень исполнения ими трудовых обязанностей.

Дисциплинированность — высокая, средняя, низкая — это сте­пень соблюдения обязанностей в процессе совместного труда.

Дисциплина — часть трудовых отношений.

Трудовые отношения — это отношения между людьми по поводу их участия в коллективном труде, который невозможен без испол­нения всеми единых норм дисциплины.

Трудовые отношения включают исполнение обязанностей, а также ответственность за их нарушение. Внутренняя дисциплини­рованность работника и руководителя представляет собой выра­ботку представлений о правах, обязанностях, ответственности в процессе совместного труда.

Дисциплинарные отношения возникают между:.

— администрацией и работником;

— трудовым коллективом и работником;

— администрацией и трудовым коллективом;

— общественной организацией и ее членом;

— администрацией и общественной организацией;

— работником и работником;

— органом самоуправления и работником;

— органом самоуправления и администрацией.

Организация дисциплинарных отношений

Организация дисциплинарных отношений строится путем ус­тановления соответствующих обязанностей и прав работников, администрации, а также других участников дисциплинарных от­ношений: трудового коллектива, органов самоуправления и т. д. Кроме того, определяются методы обеспечения трудовой дисцип­лины: убеждение, принуждение, поощрение. К ним примыкает еще один метод — организация труда.

Дисциплинарные отношения закрепляются фактически во всех нормах трудового права. В то же время каждая организация обяза­на в соответствии со ст. 130 КЗоТ РФ принять правила внутренне­го трудового распорядка (ПВТР), которые утверждаются общим собранием (конференцией) ее работников по представлению ад­министрации. Такие правила создаются с целью регулирования дисциплинарных отношений.

Организация дисциплинарных отношений включает и установ­ление процедуры применения методов управления дисциплинарны­ми отношениями — поощрения и взыскания.

Поощрение

Важнейшим стимулом активной работы является поощрение.

Поощрение — это признание заслуг работника. Оно направлено на удовлетворение одной из важнейших потребностей человека — потребности в признании со стороны окружающих.

Поощрение применяется при проявлении работником актив­ности с положительным результатом. Виды трудовой активности перечислены в ст. 131 КЗоТ РФ: образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная и безупречная работа, но­ваторство в труде и др.

Администрация имеет право применить следующие меры по­ощрения, установленные в ст. 131 КЗоТ РФ:

1) объявление благодарности;

2) награждение ценным подарком; ,

3) выдача премии;

4) награждение почетной грамотой;

5) занесение в Книгу почета, на Доску почета.

В условиях рыночных отношений часть из перечисленных мер утрачивает свою мотивационную роль.

Администрация может устанавливать в правилах внутреннего трудового распорядка и другие виды поощрения.

Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои тру­довые обязанности, администрация обязана в первую очередь пре­доставлять преимущества и льготы в области социально-культур­ного и жилищно-бытового обслуживания: путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т. д. Таким работ­никам предоставляется также преимущество при продвижении по работе. За особые трудовые заслуги работники представляются к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, на­грудными значками и к присвоению почетных званий.

Взыскание

Нарушением трудовой дисциплины считается виновное неиспол­нение работником обязанности и превышение прав, причиняющее ущерб другому человеку.

За нарушение трудовой дисциплины администрация организа­ции применяет следующие дисциплинарные взыскания: 1) за­мечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение (п. 3, 4, 7, 8 ст. 33 и п. 1 ст. 254 КЗоТ РФ).

Процедура наложения дисциплинарного взыскания установ­лена в ст. 136 КЗоТ РФ. Администрация обязана контролировать исполнение работниками своих обязанностей. При обнаружении факта некачественного исполнения обязанностей или их наруше­ния она проводит дисциплинарное расследование нарушения. Правила дисциплинарного расследования установлены в ст. 136, 137 КЗоТ РФ.

Администрация, выявив нарушение, обязана затребовать от работника письменное объяснение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее 1 месяца со дня его об­наружения, не считая времени болезни работника или пребыва­ния его в отпуске. Взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — не по­зднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включа­ется время производства по уголовному делу.

За каждый проступок может быть применено только одно дис­циплинарное взыскание из перечисленных в ст. 135 КЗоТ РФ.

Приказ (распоряжение) или постановление о применении дис­циплинарного взыскания с указанием его мотивов объявляется (сообщается) работнику, подвергнутому взысканию, под расписку.

При наложении дисциплинарного взыскания администрация обязана учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятель­ства, при которых он совершен, предшествующее поведение ра­ботника, отношение к труду. Взыскание должно соответствовать тяжести проступка. Оно может быть обжаловано в порядке, уста­новленном в законодательстве, вплоть до обращения в суд.

Дисциплинарное взыскание имеет силу в течение года со дня его наложения. Если в течение года работник не подвергнут новому дис­циплинарному взысканию, то считается, что он не имеет взыска­ния, т. е. взыскание автоматически снимается.

Взыскание может быть снято досрочно, если работник не со­вершил нового нарушения и проявил себя как добросовестный.

В течение действия взыскания работника нельзя поощрять, за второе неисполнение обязанностей его можно уволить.