logo search
Информатика (вопр 1-82)

59) Понятие и основные положения правового мониторинга

Мониторинг – это информационный процесс, связанный с наблюдением, сбором и обработкой информации, оценкой информации, анализом информации, прогнозом.

Введение мониторинга является обязательной функцией S управления любой системы.

Введение правового мониторинга вызвано необходимостью обеспечения стабильности законодательства.

Правовой мониторинг – это деятельность органов государственной власти по наблюдению, оценке и совершенствованию нормативной правовой информации и практики её реализации с целью повышения эффективности правовой системы.

Исходя из смысла правового мониторинга , эта деятельность подразделяется на три относительно самостоятельных вида:

1)МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ПРАВОТВОРЧЕСТВО);

2)Мониторинг реализации нормативной правой информации в форме правоприменения, в т.ч. правосудия и правоохранительной деятельности;

3)Мониторинг реализации нормативной правовой информации в форме исполнения и использования права.

Признаки ПМ:

  1. Официальная деятельность органов гос. власти по наблюдению за правотворческим процессом и реализацией нормативного правового массива, а потому речь идет о формировании одной из важных областей гос. правовой политики в части, связанной с созданием нормативной правовой информации и практики её использования и применения. Поэтому S правового мониторинга – специально уполномоченные государственные органы.

  2. Деятельность по наблюдению, оценке и совершенствованию нормативной правовой информации и практики её использования.

Наблюдение – сбор, изучение, обобщение информации о нормотворчестве и реализации НПА, а также практики их реализации.

Оценка – аналитическая деятельность по проверке соответствия Конституции РФ и другим ФЗ нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, а также всех иных форм реализации нормативной правовой информации. Результат оценки – вывод о качестве наблюдаемого объекта и его соответствия правовым ценностям.

Совершенствование – устранение противоречий, коллизий и ошибок в нормативной правовой информации и правореализационной практике, т.е. деятельность по повышению качества названных объектов правового мониторинга.

ПМ является деятельность нормативной правовой информации и практике ее использования.

ПМ является официальной деятельностью ОГВ по наблюдению за правотворческим процессом и реализацией нормативного правового массива.

Цель:

-Повышение эффективности и устойчивости в развитии правовой системы.

Виды самостоятельной деятельности ПМ:

1–мониторинг формирования нормативной правовой информации (правотворчества)

2–мониторинг реализации нормативной правовой информации в форме правоприменения, в том числе правосудия и правоохранительной деятельности.

3–мониторинг реализации нормативной правовой информации в форме исполнения и использования права.

Основные исходные данные (для наблюдения и анализа нормативной правовой информации)

-доклады Совета Федерации Федерального Собрания РФ о состоянии и развитии законодательства.

-статистические сведения социально-экономического, демографического и правореализационного характера

-рекомендации и обзоры научных учреждений, результаты социологических исследований

Основные задачи ПМ:

-отслеживание и анализ информации о прохождении проекта закона

-отслеживание и анализ информации о деятельности субъектов реализации законов, в форме исполнения и в форме использования права

-получение экспертной оценки адекватности закона, определенных направлений законодательства, в итоге – оценка эффективности всей системы законодательства и работы ОГВ в целом

Выполнение задач позволит:

1–более обоснованно подойти к упорядочению деятельности в области законотворчества

2–улучшить практику применения законодательства в организации и взаимодействия всех ветвей власти между собой

Поэтому объектами правового мониторинга являются нормативная правовая информация и действия по её реализации.

Условия осуществления правового мониторинга – сбор исходных сведений, т.е.

  1. Программные директивные документы, в которых формулируются основные положения государственной правовой политики;

  2. Доклады Совета Федерации Федерального Собрания РФ о состоянии и развитии законодательства;

  3. Доклады Правительства, органов местного самоуправления;

  4. Информационно – аналитические материалы (публикуются на сайтах счетной палаты, общественной палаты, Правительства…)

  5. Статистическая информация социально – экономического, демографического и правореализационного характера;

  6. Разного рода рекомендации и обзоры научных учреждений, результаты социологических исследований;