§ 7. Международное законодательство об образовании
Международное право — совокупность различных международных договоров (соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы).
Международное право складывается из международного публичного права, которое регулирует отношения между государствами, и международного частного права.
Международное право делится на отрасли, например: космическое, воздушное, морское, образовательное и т.д.
Международное образовательное право состоит из институтов:
1) признания учебных курсов и дипломов;
2) международного воспитания;
3) физического воспитания;
4) разрешения разногласий между государствами в сфере образования;
5) правового положения обучающихся;
6) правового положения педагогов;
7) профессионального образования;
8) общего образования;
9) стандартизации в образовании;
10) борьбы с дискриминацией в области образования;
11) статуса образовательных учреждений.
Международное образовательное право можно разделить на две части: Общую и Особенную.
Общая часть устанавливает задачи законодательства, его принципы, функции, отношения и т. д.
Особенная часть регулирует отношения в сфере образования. Среди нормативных актов, определяющих образовательные отношения, особое значение имеют:
— Конвенция о правах ребенка (1989 г.),
— Рекомендация о положении учителей (1966 г.),
— Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.),
— Рекомендация о техническом и профессиональном образовании (1989 г.),
— Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира; в духе уважения прав человека и основных свобод (1974 г.).
И др.
Дискриминация в образовании
Дискриминация в образовании охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношений в области образования. В ст. 1 Конвенции приводится четыре вида дискриминации:
— закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
— ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц с низшим уровнем образования;
' — создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;
— положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
Стандартизация в области образования
Стандартизация образования — деятельность по разработке и применению нормативных документов, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач этой области.
Статистика образования — отрасль практической деятельности, включающая сбор, обработку, анализ массовых данных в системе образования и публикацию полученных результатов.
Международная стандартизация в области образования позволяет более эффективно совершенствовать мировую систему образования, помогая национальным системам ориентироваться в направлениях развития.
Права, обязанности, ответственность обучающихся в средних специальных учебных заведениях
К обучающимся в средних специальных учебных заведениях относятся студенты и слушатели. Правоотношения обучающегося с образовательным учреждением возникают на основании приказа директора о зачислении студента для освоения программ профессионального образования. Правоотношения прекращаются фактом выдачи обучающемуся документа об образовании.
Права, обязанности и ответственность обучающегося определяются Законом РФ «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении, уставом вуза (среднего специального учебного заведения), правилами внутреннего распорядка, договором обучающегося с вузом на обучение и иными предусмотренными уставом локальными актами.
Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях имеют право:
— на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретение знаний, адекватных современному уровню развития науки, техники и культуры;
— на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
— на ускоренный курс обучения;
— на получение дополнительных, в том числе платных образовательных услуг;
— на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления средним специальным учебным заведением;
— на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
— студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм;
— на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. И т. д. Студенты обязаны:
— выполнять требования устава образовательного учреждения;
— выполнять требования образовательной программы;
— соблюдать правила внутреннего распорядка.
И т. д.
Студенты несут ответственность за невыполнение:
— учебных планов;
— обязанностей, предусмотренных уставом;
— обязанностей, установленных правилами внутреннего распорядка.
Меры дисциплинарного взыскания, применяемые к студенту, устанавливаются в уставе и правилах внутреннего распорядка. Прежде всего это выговор, строгий выговор, исключение.
Права, обязанности, ответственность работников ссуза
Работники вуза имеют право:
— на материально-техническое и учебно-методическое обеспечение своей профессиональной деятельности;
— на участие в управлении вузом в порядке, установленном уставом;
— на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности ссуза, в том числе и через общественные организации и органы управления вузом;
— на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
— на пользование в установленном уставом вуза порядке информационными фондами образовательного учреждения, услугами научных, учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений вуза;
— на выполнение работником других работ и обязанностей, оплачиваемых по дополнительному соглашению. И т. д. Работники вуза обязаны:
— соблюдать устав и правила внутреннего распорядка;
— строго следовать нормам профессиональной этики;
— качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности и работы, указанные в должностных инструкциях, контрактах, квалификационных характеристиках и других нормативных актах;
— обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей Деятельности, гарантирующий соблюдение прав обучающихся и способствующий успешной реализации образовательных программ;
— воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению морально-психологического климата в коллективе образовательного учреждения;
— не применять антипедагогических методов воспитания, связанных с физическим или духовным насилием над личностью обучающихся.
И т.д.
Работники вузов несут дисциплинарную ответственность за невыполнение своих обязанностей по Кодексу законов о труде, Уставу, правилам внутреннего распорядка.
- Глава 6. Трудовое право и право социального обеспечения
- § 1. Общая характеристика трудового права Предмет трудового права
- Задачи трудового права
- Система трудового права
- Функции трудового права
- Развитие трудового права
- § 2. Трудовой договор Общая характеристика трудового договора
- Перевод на другую работу
- Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд
- § 3. Рабочее время и время отдыха
- Понятие рабочего времени
- Виды рабочего времени
- Режим рабочего времени
- Сверхурочная работа
- Время отдыха
- § 4. Заработная плата
- Вид и система оплаты труда
- Организация оплаты труда
- § 5. Гарантии и компенсации
- § 6. Материальная ответственность
- § 7. Дисциплина труда Понятие дисциплины
- § 8. Охрана труда
- § 9. Охрана труда женщин
- Льготы в связи с материнством
- § 10. Труд молодежи
- § 11. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением
- § 12. Трудовые споры Понятие трудового спора
- Коллективные трудовые споры
- § 13. Профессиональные союзы
- § 14. Государственное социальное страхование
- Глава 7. Семейное право
- § 1. Общая характеристика семейного права Задачи семейного права
- Семейное законодательство
- § 2. Порядок заключения брака
- Недействительность брака
- § 3. Расторжение брака
- § 4. Личные и имущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности
- Брачный договор
- § 5. Права и обязанности родителей и детей Установление происхождения детей
- Права детей
- Права и обязанности родителей
- Опека и попечительство над детьми
- Усыновление (удочерение) детей
- Приемная семья
- Глава 8. Образовательное право
- 1. Общая характеристика образовательного права Предмет образовательного права
- Структура образовательного права
- Задачи образовательного права
- Функции образовательного права
- § 2. Основы педагогического права
- Время обучения и отдыха
- Дисциплина обучения
- Условия обучения
- Содержание образования
- § 3. Особенности правового регулирования управленческих отношений в системе образования
- Образовательное учреждение
- § 4. Особенности регулирования финансовых отношений в сфере образования
- § 5. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
- § 6. Особенности государственной политики в области образования
- § 7. Международное законодательство об образовании
- Глава 9. Финансовое право
- § 1. Финансовое право российской федерации: деятельность, система, контроль
- § 2. Бюджетное устройство: бюджетный процесс, бюджетная система, бюджет, бюджетное право
- § 3. Налоговое право: налоговая система, ответственность за нарушение налогового законодательства
- Глава 10. Уголовное право
- § 1. Общая характеристика уголовного законодательства
- § 2. Задачи и принципы уголовного законодательства. Понятие преступления
- § 3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Необходимая оборона
- Крайняя необходимость
- § 4. Наказание
- Обстоятельства, смягчающие наказание
- § 5. Виды преступлений
- Преступления против личности
- Преступления в сфере экономики
- Глава 11. Международное право
- § 1. Характеристика международного права
- § 2. Международное публичное право Понятие международного публичного права
- Население
- Международные договоры
- Виды международных организаций
- Орган международной организации
- Организация Объединенных Наций
- § 3. Международное частное право
- Международное трудовое право
- Международное семейное право