logo search
Право / Основы права 3

§ 7. Международное законодательство об образовании

Международное право — совокупность различных международ­ных договоров (соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы).

Международное право складывается из международного пуб­личного права, которое регулирует отношения между государства­ми, и международного частного права.

Международное право делится на отрасли, например: косми­ческое, воздушное, морское, образовательное и т.д.

Международное образовательное право состоит из институтов:

1) признания учебных курсов и дипломов;

2) международного воспитания;

3) физического воспитания;

4) разрешения разногласий между государствами в сфере обра­зования;

5) правового положения обучающихся;

6) правового положения педагогов;

7) профессионального образования;

8) общего образования;

9) стандартизации в образовании;

10) борьбы с дискриминацией в области образования;

11) статуса образовательных учреждений.

Международное образовательное право можно разделить на две части: Общую и Особенную.

Общая часть устанавливает задачи законодательства, его прин­ципы, функции, отношения и т. д.

Особенная часть регулирует отношения в сфере образования. Среди нормативных актов, определяющих образовательные отно­шения, особое значение имеют:

— Конвенция о правах ребенка (1989 г.),

— Рекомендация о положении учителей (1966 г.),

— Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области обра­зования (1960 г.),

— Рекомендация о техническом и профессиональном образо­вании (1989 г.),

— Рекомендация о воспитании в духе международного взаимо­понимания, сотрудничества и мира; в духе уважения прав челове­ка и основных свобод (1974 г.).

И др.

Дискриминация в образовании

Дискриминация в образовании охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеж­дений, национального или социального происхождения, эконо­мического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношений в области образования. В ст. 1 Конвенции приводится четыре вида дискриминации:

— закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

— ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц с низшим уровнем образования;

' — создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;

— положение, несовместимое с достоинством человека, в ко­торое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Стандартизация в области образования

Стандартизация образования — деятельность по разработке и применению нормативных документов, обеспечивающих оптималь­ное решение повторяющихся задач этой области.

Статистика образования — отрасль практической деятельнос­ти, включающая сбор, обработку, анализ массовых данных в систе­ме образования и публикацию полученных результатов.

Международная стандартизация в области образования позво­ляет более эффективно совершенствовать мировую систему обра­зования, помогая национальным системам ориентироваться в на­правлениях развития.

Права, обязанности, ответственность обучающихся в средних специальных учебных заведениях

К обучающимся в средних специальных учебных заведениях относятся студенты и слушатели. Правоотношения обучающегося с образовательным учреждением возникают на основании прика­за директора о зачислении студента для освоения программ про­фессионального образования. Правоотношения прекращаются фак­том выдачи обучающемуся документа об образовании.

Права, обязанности и ответственность обучающегося опреде­ляются Законом РФ «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении, уставом вуза (среднего специаль­ного учебного заведения), правилами внутреннего распорядка, договором обучающегося с вузом на обучение и иными преду­смотренными уставом локальными актами.

Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях име­ют право:

— на получение образования в соответствии с государствен­ными образовательными стандартами и приобретение знаний, адекватных современному уровню развития науки, техники и куль­туры;

— на обучение в рамках государственных образовательных стан­дартов по индивидуальным учебным планам;

— на ускоренный курс обучения;

— на получение дополнительных, в том числе платных образо­вательных услуг;

— на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления сред­ним специальным учебным заведением;

— на свободу совести, информации, свободное выражение соб­ственных взглядов и убеждений;

— студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и орга­низациях любых организационно-правовых форм;

— на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. И т. д. Студенты обязаны:

— выполнять требования устава образовательного учреждения;

— выполнять требования образовательной программы;

— соблюдать правила внутреннего распорядка.

И т. д.

Студенты несут ответственность за невыполнение:

— учебных планов;

— обязанностей, предусмотренных уставом;

— обязанностей, установленных правилами внутреннего рас­порядка.

Меры дисциплинарного взыскания, применяемые к студенту, устанавливаются в уставе и правилах внутреннего распорядка. Преж­де всего это выговор, строгий выговор, исключение.

Права, обязанности, ответственность работников ссуза

Работники вуза имеют право:

— на материально-техническое и учебно-методическое обес­печение своей профессиональной деятельности;

— на участие в управлении вузом в порядке, установленном уставом;

— на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности ссуза, в том числе и через общественные организа­ции и органы управления вузом;

— на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

— на пользование в установленном уставом вуза порядке ин­формационными фондами образовательного учреждения, услуга­ми научных, учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений вуза;

— на выполнение работником других работ и обязанностей, оплачиваемых по дополнительному соглашению. И т. д. Работники вуза обязаны:

— соблюдать устав и правила внутреннего распорядка;

— строго следовать нормам профессиональной этики;

— качественно выполнять возложенные на них функциональ­ные обязанности и работы, указанные в должностных инструкци­ях, контрактах, квалификационных характеристиках и других нор­мативных актах;

— обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей Деятельности, гарантирующий соблюдение прав обучающихся и способствующий успешной реализации образовательных программ;

— воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к ос­ложнению морально-психологического климата в коллективе об­разовательного учреждения;

— не применять антипедагогических методов воспитания, свя­занных с физическим или духовным насилием над личностью обучающихся.

И т.д.

Работники вузов несут дисциплинарную ответственность за невыполнение своих обязанностей по Кодексу законов о труде, Уставу, правилам внутреннего распорядка.