49. Основы цивилизационного подхода к праву и государству
Изменения представлений о праве и государстве во многом определяются выходом к новым мировоззренческим основаниям, к иной психологии восприятия жизни, к иной позиции человека в современном мире. Показательно в этой связи становление методологии цивилизационного подхода с идеей существования культурно-исторических типов (локальных цивилизаций). Между тем, в цивилизационном подходе выделяют два направления: теорию стадиального развития цивилизации и теорию локальных цивилизаций. Для стадиальной теории характерно рассмотрение цивилизации как единого процесса прогрессивного развития человечества, в котором разграничиваются определенные стадии (этапы). Более обоснованной и соответствующей существующим реалиям является теория локальных цивилизаций, в которой всемирно-исторический процесс выступает как совокупность исторически сложившихся общностей, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического, правового и культурного развития. Эти культурно-исторические типы цивилизаций составляют у Н. Я. Данилевского — 13 типов или "самобытных цивилизаций", у А. Тойнби — 6 типов, у О. Шпенглера — 8 типов. Слабостью методологии цивилизационного подхода считается аморфность критериев выделения типов цивилизаций, а сильная ее сторона — учет специфики стран, и регионов; рассмотрение общественных процессов через призму многоликости, многофакторности развития; целостность и единство во взаимодействии различных цивилизаций; сопоставление достижений различных цивилизаций; истолкование таких характеристик развития как религия, культура, менталитет.
Правовым аналогом культурно-историческим типам (локальным цивилизациям) выступает сложившееся в правоведении разграничение правовых систем и правовых культур на довольно устойчивые компактные образования, обладающие правовой спецификой — правовые семьи. Разработка проблемы соотношения локальных цивилизаций, правовых традиций и правовых семей позволяет не только выйти к новым аспектам правовой жизни общества, но и дает возможность более четко представить направление перемен в правовой сфере, определиться в вопросах заимствования достижений других правовых культур.
49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды. Субъекты права разделяются на индивидуальных субъектов (физических лиц) и коллективных субъектов (юридических лиц). Среди коллективных субъектов права выделяют: государство в целом, государственные органы, учреждения и предприятия; негосударственные организации (фирмы, банки, акционерные компании); общественные объединения (партии, союзы, ассоциации и пр.); административно-территориальные единицы (города, области, районы) избирательные округа; религиозные организации; социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив). Большинство из перечисленных субъектов права (исключая государство в целом, социальные общности и некоторые другие) для участия в правоотношениях в сфере частного права приобретают качество юридического лица. Для признания коллективного субъекта юридическим лицом требуется регистрация в государственных органах. При этом необходимо обладать совокупностью организационных, имущественных и правовых признаков, среди которых: 1) организационное единство в виде управленческих и организационных связей и структур, необходимых для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, обозначенных в учредительных документах (общих положениях для некоторых некоммерческих организаций); 2) обособленное имущество, находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; 3) самостоятельная имущественная ответственность, предполагающая, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица только к нему, а взыскания обращаются на его обособленное имущество; 4) выступление от своего имени в гражданском обороте, включающее возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 5) имеет, как правило, текущие и расчетные счета в банках.
По характеру деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими, что получает отображение в их правовом статусе. Коммерческие организации преследуют цель извлечения прибыли. Они создаются в форме коммерческих банков, хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим.
Некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли в качестве основы своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных фондов, а также иных формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению цели, ради которой они были созданы.
Правовой статус юридического лица получает свое отображение в наличии правосубъектности и специальной компетенции. Специальная компетенция коммерческой организации выражена в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. Среди некоммерческих организаций выделяется специальная компетенция государственных органов (парламента, правительства, министерств, судебных органов, прокуратуры, милиции и др.), которая закрепляется законами или подзаконными актами в виде совокупности властных полномочий (прав и обязанностей), юридической ответственности и функционального назначения (О. Ф. Скакун).
Правовой статус коммерческих организаций рассчитан на их деятельность в сфере частного права, в то время как правовой статус некоммерческих субъектов, и прежде всего таких как государственные органы, связан со сферой публичного права. Следует подчеркнуть, что в отличие от индивидуальных субъектов (физических лиц), правовой статус коллективных субъектов ограничен теми целями и задачами, ради которых создан этот коллективный субъект.
Спецификой правового статуса обладают некоммерческие негосударственные организации (юридические лица), особенности которых связаны с общей направленностью деятельности этих организаций (общественные организации, религиозные объединения, благотворительные фонды и пр.).
50. Правовой нигилизм и правовой идеализм. В качестве аномалий существующих в правовой сфере и составляющих негативный пласт правовой культуры выступают правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм предстает как отрицание или непризнание правовых ценностей, отказ праву в его регулятивных возможностях, противопоставление праву других социальных регуляторов (религии, политики, морали и т. д.). Проводится разграничение теоретического (идеологического) правового нигилизма, т. е. его концептуального обоснования, и практического правового нигилизма. На личностном уровне правовой нигилизм проявляется как состояние представлений, чувств, настроений и как образ действия, линия поведения. Среди форм правового нигилизма: прямое нарушение законов и других нормативно-правовых актов; неисполнение юридических обязанностей; подмена законности целесообразностью; отрицательное отношение к деятельности суда и правоохранительных органов; нарушение прав человека и др. Разновидностью правового нигилизма считается правовой дилетантизм как незнание или пренебрежительное отношение к правовым ценностям.
Среди причин правового нигилизма в Украине называют: исторические, связанные с особенностями государственной власти и правовыми нормативами; отсутствие демократических правовых традиций; распространение неправовых форм решения конфликтов; несовершенство суда и правоохранительной системы; издержки законодательной и правоохранительной деятельности.
Наряду с правовым нигилизмом в качестве другой правовой аномалии выступает правовой идеализм (правовой романтизм), который связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования. Крайностью правового идеализма является правовой фетишизм как гипертрофированное представление о роли правовых средств, возможностей закона, деятельности суда и правоохранительных органов.
На соединении таких аномалий в правовой сфере как правовой нигилизм и правовой идеализм существует специфическое образование, именуемое правовой демагогией. Среди форм проявления правовой демагогии необоснованные требования принять закон или предложения его отменить; противопоставление нормативно-правовых актов; неконструктивная критика конституции и законов; акцент на правах человека при игнорировании других правовых ценностей; принятие декларативных нормативно-правовых актов и неосуществимых государственных решений.
- 3. Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права
- 6. Юриспруденция, ее система
- 7. Объект и предмет юридической науки. Правоведение и государствоведение
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и практике
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулирование
- 12. Нормативный, социологический и философ подходы к определению права.
- 13. Правовые системы. Типология правовых систем
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Источники индусского и мусульманского права
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 18. Философия права. Отрасли философии права
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Собственная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовой менталитет. Правовое мышление.
- 32. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права
- 36. Правовые презумпции, правовые аксиомы, правовые фикции
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Четвертое поколение.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка
- 45. Источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества.
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 49. Основы цивилизационного подхода к праву и государству
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 74. Современное и досовременное государство.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Форма правления, форма государственного устройства и государственный режим
- 97. Государство и религия. Светское и теократическое государство