7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
Когда речь идет о внедрении международных стандартов при разработке санитарных мер, то, в первую очередь, необходимо акцентировать внимание на реализации Международных медико-санитарных правил. Этому важному вопросу посвящено специальное постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 мая 2007 г. № 27 «О реализации Международных медико-санитарных правил (2005)», в п. 1 которого указано: «Обеспечить реализацию на территории Российской Федерации Международных медико-санитарных правил - ММСП (2005) и соответствующие приложения к ним, принятые 58 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения».
Функции национального координатора по Международным медико-санитарным правилам (2005) возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рекомендовано рассмотреть вопрос о совершенствовании деятельности межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом требований Международных медико-санитарных правил (2005).
Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, согласно п. 5 указанного Постановления, при осуществлении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации на основе Международных медико-санитарных правил (2005):
- обеспечить санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу в соответствии с требованиями Международных медико-санитарных правил - ММСП (2005).
- пересмотреть комплексные планы мероприятий по санитарной охране территорий от заноса и распространения инфекционных болезней относительно событий, представляющих потенциальную опасность для здоровья населения и международных сообщений, как чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение, в том числе связанных с трансграничным перемещением товаров и грузов.
Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обязаны разработать схему оповещения о выявлении больных, ассоциируемых с риском возникновения чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение.
Руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации призваны обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений к своевременному выявлению, госпитализации, проведению диагностических обследований лиц, пораженных болезнями, ассоциируемыми с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения международного значения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации зарубежных туристических поездок обязаны информировать граждан о рисках, связанных с болезнями, ассоциируемыми с чрезвычайными ситуациями в области общественного здравоохранения, имеющими международное значение.
Международные медико-санитарные правила («ММСП» или «Правила») были приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения (ВОЗ) в 1969 г.; им предшествовали Международные санитарные правила, принятые Четвертой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1951 году. В Между-народные санитарные правила 1969 г., которые первоначально охватывали шесть «карантинных болезней», в 1973 г. и в 1981 г. были внесены изменения, главным образом для того, чтобы сократить число охваченных болезней с шести до трех (желтая лихорадка, чума и холера) и отразить глобальную ликвидацию оспы. Учитывая увеличение международных поездок и торговли, а также возникновение и повторное возникновение новых международных опасностей, связанных с болезнями, и рисков для здоровья населения, Сорок восьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1995 г. призвала провести существенный пересмотр Международных медико-санитарных правил, принятых в 1969 году.
После широкой предварительной работы по пересмотру, проделанной Секретариатом ВОЗ в консультации с государствами-членами ВОЗ, международными организациями и другими соответствующими партнерами, а также в результате импульса, созданного появлением и международным распространением тяжелого острого респираторного синдрома (первой в 21-ом столетии глобальной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения), Ассамблея здравоохранения учредила в 2003 г. открытую для всех государств-членов Межправительственную рабочую группу для рассмотрения проекта пересмотренного варианта Правил и передачи его на рассмотрение Ассамблеи здравоохранения. ММСП (2005 г.) были приняты Пятьдесят восьмой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 года. Они вступили в силу15 июня 2007 года.
Некоторые положения ММСП следует рассмотреть более детально.
Так, согласно ст. 2 ММСП цель и сфера применения настоящих Правил состоят в предотвращении международного распространения болезней, предохранении от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими и которые не создают излишних препятствий для международных перевозок и торговли.
В ст. 3 ММСП указано, что настоящие Правила осуществляются с полным уважением достоинства, прав человека и основных свобод людей.
При осуществлении настоящих Правил следует руководствоваться Уставом Организации Объединенных Наций и Уставом Всемирной организации здравоохранения.
При осуществлении настоящих Правил следует руководствоваться целью обеспечения их универсального применения для защиты всех народов мира от международного распространения болезней.
Государства обладают в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права суверенным правом принимать и применять законы в соответствии со своей политикой в области здравоохранения. При этом они должны поддерживать цели настоящих Правил.
Согласно ст. 4 ММСП каждое государство-участник назначает или учреждает Национального координатора по ММСП и органы, ответственные в пределах своей юрисдикции за осуществление медико-санитарных мер согласно настоящим Правилам.
Национальные координаторы по ММСП должны быть доступны в любое время для связи с Контактными пунктами ВОЗ по ММСП, предусмотренными в пункте 3 настоящей Статьи.
Функции Национальных координаторов по ММСП включают:
(a) направление в Контактные пункты ВОЗ по ММСП от имени соответствующего государства-участника срочных сообщений, касающихся осуществления настоящих Правил, в частности согласно Статьям 6–12; и
(b) направление информации в компетентные подразделения администрации соответствующего государства-участника и объединение поступающей от них информации, включая такие подразделения, которые отвечают за эпиднадзор и отчетность, пункты въезда, службы общественного здравоохранения, клиники и больницы, а также другие государственные ведомства.
ВОЗ назначает Контактные пункты по ММСП, которые будут доступны в любое время для связи с Национальными координаторами по ММСП. Контактные пункты ВОЗ по ММСП направляют срочные сообщения, касающиеся осуществления настоящих Правил, в частности согласно Статьям 6–12, Национальным координаторам по ММСП соответствующих государств-участников. Контактные пункты ВОЗ по ММСП могут быть назначены ВОЗ в штаб-квартире и на региональном уровне Организации.
Государства-участники предоставляют ВОЗ подробную контактную информацию о своих Национальных координаторах по ММСП, а ВОЗ предоставляет государствам-участникам подробную контактную информацию о Контактных пунктах ВОЗ по ММСП. Эта подробная контактная информация должна постоянно обновляться и ежегодно подтверждаться. ВОЗ предоставляет всем государствам-участникам подробную контактную информацию о Национальных координаторах по ММСП, которую она получает во исполнение настоящей Статьи.
В п. 1 ст. 5 ММСП определено, что каждое государство-участник как можно скорее, но не позднее чем через пять лет после вступления в силу настоящих Правил для данного государства-участника, создает, укрепляет и поддерживает возможности для выявления, оценки, уведомления и сообщения о событиях в соответствии с настоящими Правилами.
После оценки государство-участник может представить ВОЗ доклад на основе обоснованных потребностей и плана осуществления и благодаря этому получить продление на два года, в течение которых будут выполняться обязательства, предусмотренные п. 1 настоящей Статьи. В исключительных случаях и на основе нового плана осуществления государство-участник может просить Генерального директора о дополнительном продлении на срок не более двух лет, который принимает решение с учетом технических консультаций Комитета (далее – «Комитет по обзору»). После периода, упомянутого в п. 1 настоящей Статьи, государство-участник, получившее продление, ежегодно представляет ВОЗ доклад о ходе работы по достижению полного осуществления.
ВОЗ оказывает государствам-участникам, при наличии просьбы, помощь в создании, укреплении и поддержании возможностей, упомянутых в п. 1 настоящей Статьи.
ВОЗ собирает информацию о событиях посредством своей деятельности по эпиднадзору и оценивает их способность вызывать международное распространение болезни и возможные препятствия для международных перевозок.
На основании ст. 6 ММСП каждое государство-участник оценивает события, происходящие на его территории, с помощью схемы принятия решений уведомляет ВОЗ с помощью самых эффективных имеющихся средств связи через Национального координатора по ММСП и в течение 24 часов после оценки медико-санитарной информации обо всех происходящих на его территории событиях, которые в соответствии со схемой принятия ре-
шения могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, а также сведения о любых медико-санитарных мерах, принятых в ответ на эти события. Если уведомление, полученное ВОЗ, относится к компетенции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), то ВОЗ незамедлительно уведомляет об этом МАГАТЭ.
После уведомления государство-участник продолжает препровождать ВОЗ своевременную, точную и достаточно подробную медико-санитарную информацию, которой оно располагает, по возможности включая определения случаев, лабораторные результаты, источник и вид риска, число случаев заболевания и смерти, условия, влияющие на распространение болезни, и принятые медико-санитарные меры; и, при необходимости, сообщать об имеющихся трудностях и необходимой поддержке в реагировании на потенциальные чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.
В ст. 7 ММСП установлено, что если у государства-участника есть фактические данные о неожиданном или необычном событии в области общественного здравоохранения, независимо от происхождения или источника, которое может создать чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, оно предоставляет ВОЗ всю соответствующую медико-санитарную информацию. В таком случае полностью применяются положения Статьи 6.
В ст. 8 ММСП определено, что в случае событий, возникающих на его территории и не требующих уведомления, согласно Статье 6, в частности тех событий, по которым нет достаточной информации, позволяющей заполнить схему принятия решений, государство-участник, тем не менее, может информировать о них ВОЗ через Национального координатора по ММСП и консультироваться с ВОЗ в отношении надлежащих медико-санитарных мер. Такие сообщения рассматриваются в соответствии с пунктами 2–4 Статьи 11. Государство-участник, на территории которого произошло это событие, может обратиться к ВОЗ с просьбой оказать помощь в оценке любых эпидемиологических данных, полученных указанным государством-участником.
В соответствии со ст. 9 ММСП ВОЗ может принимать во внимание сообщения из иных источников, помимо уведомлений или консультаций, и оценивает эти сообщения в соответствии со сложившимися эпидемиологи-ческими принципами и затем доводит информацию об этом событии до сведения государства-участника, на территории которого это событие предположительно имеет место. Прежде чем предпринять любые действия на основе таких сообщений, ВОЗ, в соответствии с процедурой проверки, изложенной в Статье 10, консультируется с государством-участником, на территории которого предположительно происходит событие, и предпринимает попытку получить от него подтверждение. С этой целью ВОЗ предоставляет государствам-участникам полученную информацию и, только если это должным образом обосновано, ВОЗ может сохранять конфиденциальность источника. Эта информация используется в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 11.
Государства-участники в течение 24 часов информируют ВОЗ – в той мере, насколько это практически осуществимо, – о получении данных о риске для здоровья населения за пределами их территории, который может вызвать международное распространение болезни и который проявился в результате экспортированных или импортированных:
(а) случаев заболевания людей;
(b) переносчиков инфекции или контаминации; или
(с) товаров, которые контаминированы.
Согласно ст. 10 ММСП ВОЗ, в соответствии со Статьей 9, предлагает государству-участнику проверить сообщения из иных источников, помимо уведомлений или консультаций, в отношении событий, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, предположительно происходящих на территории этого государства. В таких случаях ВОЗ информирует соответствующее государство-участник о том, какие сообщения она стремится проверить.
В соответствии с предыдущим пунктом и Статьей 9 каждое государство-участник, по запросу ВОЗ, проверяет и предоставляет:
(a) в течение 24 часов – первоначальный ответ на запрос ВОЗ или его подтверждение;
(b) в течение 24 часов – имеющуюся информацию в области общественного здравоохранения о состоянии событий, упомянутых в запросе ВОЗ; и
(с) информацию в адрес ВОЗ в контексте оценки, предусмотренной в Статье 6, включая соответствующую информацию, предусмотренную в этой Статье.
В тех случаях, когда ВОЗ получает информацию о событии, которое может представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, она предлагает сотрудничество с соответствующим государством-участником в оценке возможности международного распространения болезни, возможных препятствий для международных перевозок и адекватности мер контроля. Такое предложение может включать сотрудничество с другими организациями, занимающимися разработкой стандартов, а также пред-ложение по мобилизации международной помощи в целях оказания национальным органам поддержки в проведении или координации оценок на местах. По просьбе государства-участника, ВОЗ предоставляет ему информацию в поддержку такого предложения.
Если государство-участник не принимает предложение о сотрудничестве, ВОЗ может, если это оправдано масштабом риска для здоровья населения, сообщить другим государствам-участникам ту информацию, которой она располагает, продолжая предлагать государству-участнику сотрудничество с ВОЗ с учетом мнения данного государства-участника.
В ст. 11, названной «Информация, предоставляемая ВОЗ» указано:
«1. При условии соблюдения пункта 2 настоящей Статьи ВОЗ направляет в конфиденциальном порядке всем государствам-участникам и, в случае необходимости, соответствующим межправительственным организациям как можно скорее и с помощью самых эффективных имеющихся средств ту медико-санитарную информацию, которую она получила в соответствии со Статьями 5–10 включительно и которая необходима для того, чтобы дать государствам-участникам возможность принять ответные меры в связи с риском для здоровья населения. ВОЗ следует сообщать другим государствам-участникам информацию, которая может облегчить им предотвращение сходных инцидентов.
2. ВОЗ использует информацию, полученную в соответствии со Статьями 6 и 8, а также с пунктом 2 Статьи 9, для целей проверки, оценки и помощи согласно настоящим Правилам, и, если с государствами-участниками, упомянутыми в этих положениях, не согласовано иное, пред-
ставляет эту информацию другим государствам в качестве широко доступной только после того, как:
(a) событие определено как представляющее чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, в соответствии со Статьей 12; или
(b) информация, свидетельствующая о международном распространении инфекции или контаминации, подтверждена ВОЗ в соответствии со сложившимися эпидемиологическими принципами; или
(c) имеются данные, подтверждающие, что:
(i) меры против международного распространения вряд ли будут успешными из-за характера контаминации, болезнетворного агента, переносчика или резервуара; или
(ii) у государства-участника отсутствуют оперативные возможности для принятия необходимых мер по предотвращению дальнейшего распространения болезни; или
(d) характер и масштабы международного перемещения лиц, совершающих поездки, багажа, грузов, контейнеров, перевозочных средств, товаров или почтовых посылок, которые могут быть инфицированы или контаминированы, требуют немедленного применения международных мер контроля.
3. ВОЗ консультируется с государством-участником, на территории которого происходит данное событие, о своем намерении предоставить такую информацию согласно настоящей Статье.
Если информация, полученная ВОЗ согласно пункту 2 настоящей Статьи, предоставляется государствам-участникам в соответствии с настоящими Правилами, ВОЗ может также предоставить эту информацию широкой общественности, если другая информация о том же событии уже стала общедоступной и если есть необходимость в распространении авторитетной и независимой информации».
На основании п. 1 ст. 12 ММСП Генеральный директор определяет на основе полученной информации, в частности из государства-участника, на территории которого происходит событие, является ли это событие чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, в соответствии с критериями и процедурой, установленными в настоящих Правилах.
В п. 2 ст. 12 ММСП указано, что если Генеральный директор считает, на основе оценки, проведенной в соответствии с настоящими Правилами, что происходит чрезвычайная ситуация в области общественного здраво-охранения, имеющая международное значение, он консультируется с государством-участником, на территории которого происходит событие, в отношении этого предварительного определения.
Если Генеральный директор и государство-участник согласны с этим предварительным определением, Генеральный директор, в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 49, запрашивает мнения Комитета, созданного на основании Статьи 48 (именуемого далее «Комитет по чрезвычайной ситуации»), о соответствующих временных рекомендациях.
В п. 3 ст. 12 ММСП установлено, что если после консультации, упомянутой в пункте 2 выше, Генеральный директор и государство-участник, на территории которого происходит событие, не приходят к согласию в течение 48 часов в отношении того, является ли событие чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, решение принимается в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 49.
В силу п. 4 ст. 12 ММСП при решении вопроса о том, является ли событие чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, Генеральный директор учитывает:
(а) информацию, представленную государством-участником;
(b) схему принятия решения, содержащуюся в Приложении 2;
(c) мнение Комитета по чрезвычайной ситуации;
(d) научные принципы, а также имеющиеся научные данные и другую соответствующую информацию; и
(е) оценку риска для здоровья человека, риска международного распространения болезни и риска создания препятствий для международных перевозок.
В п. 5 ст. 12 ММСП определено, что если Генеральный директор после консультаций с государством-участником, на территории которого происходит чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, считает, что чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение, завершилась, он принимает решение в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 49.
Учитывая приведенные выше нормы ММСП, необходимо остановиться на содержании гл. II – Комитет по чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ММСП Генеральный директор учреждает Комитет по чрезвычайной ситуации, который по его просьбе представляет мнения по:
(a) вопросу о том, представляет ли собой данное событие чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение;
(b) завершению чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение; и
(с) предлагаемой выдаче, изменению, продлению или прекращению действия временных рекомендаций.
Согласно п. 2 ст. 48 ММСП Комитет по чрезвычайной ситуации состоит из экспертов, отобранных Генеральным директором из Списка экспертов по ММСП и в соответствующих случаях из других списков экспертов-консультантов Организации. Генеральный директор определяет продолжительность членства с целью обеспечить преемственность при рассмотрении конкретного события и его последствий. Генеральный директор отбирает членов Комитета по чрезвычайной ситуации на основе профессиональных знаний и опыта работы, требуемых для какой-либо конкретной сессии, и с должным учетом принципов справедливой географической представленности. По крайней мере один из членов Комитета должен быть экспертом, назначенным государством-участником, на территории которого произошло событие.
На основании п. 3 ст. 48 ММСП Генеральный директор может назначить по своей инициативе или по просьбе Комитета по чрезвычайной ситуации одного или более технических экспертов для оказания консультативной помощи Комитету.
В ст. 49 ММСП указано, что Генеральный директор созывает совещания Комитета по чрезвычайной ситуации, отбирая в его состав ряд экспертов из числа указанных в пункте 2 Статьи 48, в соответствии с профессиональными знаниями и опытом работы в областях, в наибольшей степени связанных с конкретным происходящим событием. Для целей настоящей Статьи «совещания» Комитета по чрезвычайной ситуации могут включать телеконференции, видеоконференции или сеансы электронной связи.
Генеральный директор сообщает Комитету по чрезвычайной ситуации повестку дня и предоставляет любую соответствующую информацию, касающуюся конкретного события, в том числе информацию, представленную государствами-членами, а также любую временную реко-мендацию, которую он предлагает сделать.
Комитет по чрезвычайной ситуации избирает своего Председателя и готовит после каждого совещания краткий отчет о работе и состоявшихся обсуждениях, включая консультативное заключение по рекомендациям.
Генеральный директор предлагает государству-участнику, на территории которого возникает данное событие, представить свои мнения Комитету по чрезвычайной ситуации. С этой целью Генеральный директор настолько заблаговременно, насколько это необходимо, уведомляет его о датах и повестке дня совещания Комитета по чрезвычайной ситуации. Однако соответствующее государство-участник не может просить об отсрочке совещания Комитета по чрезвычайной ситуации с целью представления на нем своих мнений.
Мнения Комитета по чрезвычайной ситуации передаются Генеральному директору на рассмотрение. Генеральный директор принимает окончательное решение по этим вопросам.
Генеральный директор сообщает государствам-участникам об объявлении и прекращении чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, о любой медико-санитарной мере, принятой соответствующим государством-участником, о любой временной рекомендации, а также об изменении, продлении и прекращении действия таких рекомендаций вместе с мнениями Комитета по чрезвычайной ситуации. Генеральный директор информирует операторов транспортных средств через посредство государств-участников и соответствующих международных учреждений о таких временных рекомендациях, в том числе об их изменении, продлении или прекращении действия. Генеральный директор может впоследствии сделать такую информацию и рекомендации доступными для широкой общественности в целом.
Государства-участники, на территории которых происходит данное событие, могут предложить Генеральному директору объявить о завершении чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, и/или о прекращении действия временных рекомендаций и могут представить Комитету по чрезвычайной ситуации соответствующие материалы.
- Лекция 1
- В качестве принципов правового статуса врача следует назвать основные принципы охраны здоровья граждан, закрепленные в ст. 4 Федерального закона рф № 323-фз:
- Права и обязанности врача определяются на основании ст.Ст. 70-74 Федерального закона рф № 323-фз.
- 1.2. Правовой статус гражданского служащего
- 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
- 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
- Библиографический список
- Лекция 2
- 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
- 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
- Библиографический список
- Лекция 3
- 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
- 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
- 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
- Библиографический список
- Лекция 4
- Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
- 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
- 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
- 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
- Библиографический список
- Лекция 5
- 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
- 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
- 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
- 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
- 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
- Библиографический список
- Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
- 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
- 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
- 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
- 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
- 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
- Библиографический список
- Лекция 7
- 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
- 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
- 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
- 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
- Библиографический список