logo search
Междунар право конспекты лекций

3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.

Системой ООН является сама организация, ее главные и вспомогательные органы и специализированные учреждения ООН – межгосударственные организации, сотрудничающий по специальным вопросам и связанные с ООН на основании договора и других аспектов.

Учредительными документами ООН выступает Устав. Кроме того, в качестве учредительного документа называют Статут Международного Суда ООН, который является самостоятельным договором, однако участие в нем, связано с участием государства в ООН.

Основными целями ООН являются:

1. Поддерживать международный мир и безопасность;

2. Развивать дружественное отношение между нациями;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, культурного, социального, гуманитарного характера.

Любое государство, если оно является миролюбивым, принимает на себя обязательства по Уставу ООН и имеет возможности и желания выполнять эти обязательства, может стать членом ООН. Такие государства называются вновьвступившими. Существуют и первоначальные члены – государства, которые создавали ООН и одними из первых подписали и ратифицировали Устав организации;

Вопрос о приеме нового члена решается двумя органами ООН – Генеральной Ассамблеей, решение которой основано на рекомендации Совета Безопасности. Несмотря на использование термина «рекомендация» решение Совета Безопасности, относительно того, может или не может быть членом ООН то или иное государство носит обязательный характер. Отсутствие такой рекомендации или отказ в ее выдаче является препятствием для приема нового члена. Такой вывод следует из Консультативного заключения Международного Суда ООН от 03.03.1950 г.

Устав ООН предусматривает приостановление членства и исключение из организации. В этих процессах также участвует Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. рекомендации которого опять же имеют обязательную силу.

Система органов. Все органы делят на два вида: главные и вспомогательные.

Главные органы прямо определены в Уставе ООН. К ним относят Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Секретариат и Международный Суд ООН. Вспомогательные – образуются по мере необходимости, как правило, это комитеты и комиссии. Например, Комитет против пыток, Комитет по информации, Совет по правам человека и т.д.

Генеральная Ассамблея ООН: состав и полномочия.

Генеральная Ассамблея (ГА) ООН является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Данный орган играет значительную роль в кодификации и установлении норм международного права. ГА состоит из всех членов ООН (на сегодняшний день 192 члена), представленных делегациями не более чем из 5 человек. Каждая делегация имеет 1 голос.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея имеет следующие функции и полномочия:

- рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

- обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;

- обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;

- организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;

- рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;

- получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

- рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

- избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Ассамблея уполномочена выносить государствам лишь не имеющие обязательной силы рекомендации по международным вопросам, входящим в ее компетенцию. Тем не менее, она может инициировать меры политического, экономического, гуманитарного, социального и правового характера.

Принятие решений в ГА осуществляется путем голосования:

- квалифицированным, в 2/3 присутствующих (по особо важным вопросам);

- простым (по другим вопросам).

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные сессии, начинающиеся в 3 вторник сентября. Кроме того, могут быть созданы специальные и чрезвычайные сессии. В ходе регулярной сессии проводятся заседания Пленума ГА, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и 7 главных комитетов:

1 – вопросы разоружения и безопасности;

2 – экономические и финансовые вопросы;

3 – социальные и гуманитарные вопросы;

4 – деколонизация;

5 – административные и бюджетные вопросы;

6 – правовые вопросы;

специальный – политические вопросы.

В работе ГА ООН могут принимать участие постоянные наблюдатели при ООН (Ватикан, Швейцария). Кроме того, в качестве наблюдателей в работе ГА ООН участвуют Организация освобождения Палестины, специализированные учреждения ООН, ОАГ, ЕС и др.

Совет Безопасности ООН: состав, порядок принятия решений, юридическая сила актов.

Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги. Он может устанавливать принципы мирного урегулирования.  Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Например, направляет миротворческие силы Организации Объединенных Наций. Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий. 

Государство-член Организации Объединенных Наций, которое не является членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой страны затронуты. Государства-члены Организации Объединенных Наций и государства, не являющиеся ее членами, приглашаются принять участие, без права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторонами в этом споре; условия участия государства, не являющегося членом Организации Объединенных Наций, определяются Советом. 

Членами Совета являются 5 постоянных: Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Франция, и 10 непостоянных.

Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членами Совета Безопасности поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.

Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».

В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.

Роль органов ООН в поддержании международного мира и безопасности.

На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи. Ей также приходилось предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях ООН все чаще предпринимает усилия, направленные на устранение коренных причин войны и создание основ для прочного мира.

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются пресечение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

Были заключены и другие договоры, запрещающие разработку, производство и накопление запасов химического (1992 год) и бактериологического (1972 год) оружия, запрещающие размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 год) и в космическом пространстве (1967 год), а также договоры, запрещающие или ограничивающие другие категории вооружений. Организация Объединенных Наций также поддерживает усилия по предотвращению, пресечению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями, которые использовались в качестве главных средств ведения войны в подавляющем большинстве конфликтов во всем мире.

Благодаря своей миротворческой деятельности Организация Объединенных Наций, используя дипломатические механизмы, помогает противоборствующим сторонам прийти к соглашению. Совет Безопасности в рамках своих усилий по поддержанию международного мира и безопасности может рекомендовать пути предотвращения конфликта и восстановления или обеспечения мира, например посредством переговоров или обращения в Международный Суд.

Важную роль в миротворческой деятельности играет Генеральный секретарь. Он может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, создают угрозу международному миру и безопасности, использовать «добрые услуги» для выполнения посреднических функций или заниматься «тихой дипломатией», действуя за кулисами самостоятельно или через специальных посланников. Генеральный секретарь занимается также «превентивной дипломатией», направленной на урегулирование споров до обострения ситуации. Организация Объединенных Наций все активнее занимается деятельностью, направленной на устранение коренных причин конфликтов.

Одним из ключевых элементов миростроительства является помощь в целях развития. В сотрудничестве с другими организациями системы, странами-донорами, правительствами принимающих стран и неправительственными организациями Организация Объединенных Наций оказывает поддержку развитию управления, направленного на благо всего общества, установлению правопорядка, проведению выборов и соблюдению прав человека в странах, преодолевающих последствия конфликтов. В то же время Организация Объединенных Наций помогает этим странам восстанавливать административные структуры, системы здравоохранения и образования и другие элементы социальной инфраструктуры, разрушенные в результате войны.

В рамках своих усилий по поддержанию мира и международной безопасности Совет Безопасности учреждает операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и определяет рамки их полномочий и мандат. Большинство таких операций предполагает участие военнослужащих, которые следят за соблюдением режима прекращения огня или создают буферную зону, пока за столом переговоров ведутся поиски долгосрочных решений. В других операциях могут участвовать гражданские полицейские или другие гражданские специалисты, которые помогают организовать выборы или осуществлять наблюдение за правами человека. В ряде случаев операции направлены на обеспечение контроля за соблюдением мирных соглашений и осуществляются во взаимодействии с миротворческими контингентами региональных организаций.

Операции по поддержанию мира могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, операция Организации Объединенных Наций, развернутая вдоль линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, существует с 1949 года, а на Кипре миротворцы Организации Объединенных Наций находятся с 1964 года. С другой стороны, для проведения в 1994 году операции в полосе Аозу между Ливией и Чадом Организации Объединенных Наций понадобилось чуть больше месяца.

Реформирование ООН.

С 1997 года приоритетным направлением деятельности Генерального Секретаря стало проведение реформирования системы ООН, с тем чтобы деятельность Организации осуществлялась на основе самой передовой международной практики. Были внесены соответствующие изменения в программы работы, структуры и системы как в штаб-квартирах, так и на местах. Большая часть программы реформ осуществлена, однако следует признать, что не все реформы были приняты государствами-членами.

На основе проводимой реформы претерпела реорганизацию система и структура управления. В частности, в структуре Секретариата создан Департамент по экономическим и социальным вопросам вместо трех существовавших департаментов и объединение двух программ в рамках Управления по наркотикам и преступности. Функции Центра по правам человека были переданы Управлению Верховного комиссара по правам человека.

В целях повышения эффективности управления деятельностью ООН были созданы три важные новые структуры. Во-первых, в 1997 году была создана должность первого заместителя Генерального секретаря в целях усиления управления деятельностью Организации на самом высоком уровне. Во-вторых, Генеральный секретарь учредил свой собственный кабинет в формате Группы старших руководителей, в состав которой вошли все руководители управлений и департаментов Секретариата, а также руководители фондов и программ ООН. И наконец, в целях упорядочения деятельности ООН по вопросам мира и безопасности, гуманитарным вопросам, вопросам развития и экономическим и социальным вопросам были сформированы четыре секторальных комитета.

Второй крупный пакет реформ 2002 года содержал дополнительные предложения в отношении кардинальной реорганизации Департамента общественной информации и Департамента по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению. С тех пор в организации обслуживания заседаний и подготовке документов были достигнуты ощутимые улучшения. Девять информационных центров Организации Объединенных Наций, расположенных в Западной Европе, было закрыто, а на их базе был создан современный центр в Брюсселе.

Не мало внимания в процессе реформирования было уделено повышению эффективности деятельности ООН. Так, например, окончательно упразднено приблизительно 1000 должностей. С конца 90-х годов весьма значительный объем средств был инвестирован в информационные технологии.

В миротворческие функции ООН также были внесены изменения. К числу конкретных улучшений относятся: обеспечение способности использовать заблаговременно размещенные «стратегические запасы материальных средств для развертывания» и наращивание потенциала в области профессиональной подготовки и развертывания гражданской полиции в миссиях. Проведению операций Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе и Сьерра-Леоне, которые в целом расцениваются как примеры успешных миссий, способствовали более четкие мандаты и более эффективное использование систем и возможностей управления. Что касается вопросов дисциплины, то с государствами-членами обсуждались вопросы политики абсолютной нетерпимости Организации Объединенных Наций в отношении сексуальной эксплуатации и сексуального насилия, и в настоящее время идет осуществление мер в области реформы.

Действующая в Организации Объединенных Наций система составления бюджета также была изменена и переориентирована с подробного описания мероприятий и ресурсов на определение искомых результатов и измеримых показателей достижения ожидаемых результатов. Цикл долгосрочного планирования был сокращен с четырех до двух лет, отменено проведение дублирующего межправительственного обзора. Кроме того, финансовые правила и положения Организации Объединенных Наций были обновлены и консолидированы, руководителям было передано больше полномочий, но вместе с тем повысилась степень их подотчетности. В своем последнем докладе о реформе Генеральный секретарь признает необходимость проведения более радикального пересмотра существующих бюджетных правил и процессов.

В последние годы в Организации Объединенных Наций было внесено много усовершенствований в систему управления ее людскими ресурсами. Во-первых, в 2002 году была внедрена система набора персонала на основе сети Интернет для найма, перераспределения и продвижения по службе сотрудников в целях обеспечения большей транспарентности при объявлении вакантных должностей. Во-вторых, были приняты меры, поощряющие мобильность персонала между местами службы и функциональную мобильность. Расширен доступ всего персонала к программам профессиональной подготовки и обучения. В-третьих, была внедрена новая система аттестации персонала, в которой упор сделан на профильные функции и потребностях персонала в профессиональном росте.

В начале 2005 года по итогам внутреннего обследования персонала и в порядке реагирования на сообщения о недостатках в управлении программой «Нефть в обмен на продовольствие» Генеральный секретарь инициировал осуществление ряда реформ в области управления, с тем чтобы повысить степень подотчетности и усовершенствовать этику поведения. В частности, создается Бюро по вопросам этики, которое будет руководствоваться новой политикой в области обеспечения защиты в связи с сообщениями о случаях нарушения дисциплины и раскрытия финансовой информации. В своей работе это бюро будет опираться на деятельность Омбудсмена Организации Объединенных Наций, должность которого была учреждена в 2002 году для оказания содействия в урегулировании споров между персоналом Организации Объединенных Наций и руководством.

Во исполнение недавней просьбы Генеральной Ассамблеи Генеральный секретарь в настоящее время занимается формированием многодисциплинарной группы для проведения анализа и обзора всех аспектов существующей внутренней системы отправления правосудия.

Специализированные учреждения ООН.

Международный валютный фонд, Всемирный банк реконструкции и развития и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Некоторые из них, например Международная организация труда и Всемирный почтовый союз, старше самой Организации Объединенных Наций.

Все специализированные учреждения по сфере деятельность их можно разделить на три основные группы:

1) специализированные учреждения экономического характера – 12 учреждений (МБРР, МВФ, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития и другие);

2) специализированные учреждения социального характер – МОТ и ВОЗ;

3) учреждения культурно-гуманитарного характера – ЮНЕСКО и ВОИС.

Взаимоотношения между ООН и указанными организациями, характеризуются тем, что ООН координирует деятельность этих организаций. Здесь также присутствуют и элементы субординации. По крайней мере, ООН может поручать определенную работу этим организациям, утверждать финансовые соглашения, заключаемые с другими международными структурами, рассматривать административные бюджеты, получать от них отчеты и т.д. Тем самым ООН может влиять на деятельность этих организаций и, следовательно, усиливать свою роль в деле управления общими делами международного сообщества.

Специализированным учреждениям присущи четыре основных признака: межправительственный характер учредительных актов; широкая международная ответственность, определенная уставом (универсальный характер); осуществление деятельности в социально-экономической и гуманитарной областях; связь с ООН. Специализированные учреждения – организации постоянно действующие.

В специализированных учреждения также предусмотрено первоначальное членство и присоединение. Особенностью ряда учреждений (например, ВПС, ЮНЕСКО, ИМО, ВМО, ФАО) состоит в том, что наряду с государствами в их состав входят также несамоуправляющиеся территории, для которых уставы вводят специальный статус «ассоциированных членов», «сочленов» или «членов-сотрудников». Территории, обладающие таким статусом, не имеют права решающего голоса и не представлены в руководящих органах.

Прекращение членства возможно путем выхода и исключения. Порядок выхода: направление письменного заявления о выходе; установление определенного периода в начале деятельности организации, когда нельзя обращаться с заявлением о выходе; выполнение финансовых обязательств и т. п. Исключают, как правило, за систематическое нарушение устава и невыполнение своих обязательств.

Возможно также приостановление членства в качестве санкции в отношении конкретного государства.

Специализированные учреждения состоят из нескольких звеньев. Во-первых, высшие органы, имеющие различное наименование. Они определяют направление деятельности, выносят решения по наиболее важным вопросам, заключают соглашения с ООН и другими международными организациями, назначают другие органы и должностных лиц. Решения принимают простым или квалифицированными (2/3) большинством голосов.

Во-вторых, исполнительные комитеты, имеющие различные названия (Совет, Исполнительный Совет, Административный Совет и т. д.). Они являются руководящими органами, обеспечивающими непрерывность деятельности учреждений в промежутках между сессиями высшего органа, несут ответственность перед ними за свою деятельность.

В-третьих, административные органы – это секретариат, возглавляемый генеральным секретарем или директором, который является главным должностным лицом организации. Сотрудники секретариата подразделяются на высших административных должностных лиц (генеральный секретарь и его заместители), специалистов, обслуживающий персонал.

В-четвертых, специальные комиссии и комитеты.

В некоторых специализированных учреждениях предусмотрены также региональные ассоциации, в которые входят государства определенного географического региона.

Отношения специализированных учреждений и ООН можно определить как координация деятельности и сотрудничество. Практически деятельность специализированных учреждений координирует ЭКОСОС. Он вступает в соглашения со специализированными учреждениями от имени ООН. Эти соглашения имеют природу международных договоров. Единого типового соглашения нет. В этих соглашениях предусматриваются следующие положения:

1) взаимное представительство;

2) дача ООН рекомендаций специализированным учреждениям;

3) обмен информацией и документами, отчетами, докладами и т. п.;

4) соглашения о персонале;

5) взаимоотношения по бюджетным и финансовым вопросам;

6) сроки соглашений.

Координацию ЭКОСОС осуществляет путем консультаций со специализированными учреждениями, а также выработки рекомендаций для них. Совет приглашает для участия в своей работе и работе созданных им комиссий представителей специализированных учреждений без права решающего голоса. Также и представители Совета участвуют в работе специализированных учреждений.

Другие главные органы ООН также могут давать рекомендации специализированным учреждениям.

Специализированные учреждения осуществляют следующие виды деятельности:

1) координация деятельности государств-членов в социально-экономических областях международного сотрудничества;

2) разработка международных конвенций и регламентов в целях создания унифицированных правил и норм для регулирования международного сотрудничества в области транспорта и связи, здравоохранения, труда, культуры, образования и т. д.;

3) оказание технической помощи развивающимся государствам;

4) информационная деятельность;

5) научная деятельность.