logo search
2014_2015 / 1

7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания

На сегодняшний день правительственными и неправительственными организациями принято значительное количество документов, регламентиру-ющих безопасность продукции для здоровья человека, а также разработаны международные стандарты, критерии оценки риска использования различных товаров и среды обитания. В большом информационном массиве названных документов необходимо, в первую очередь, выделить документы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), имеющие стратегическое значение.

Пятьдесят третья сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в своей резолюции WHA53.15 предложила Генеральному директору внедрить глобальную стратегию эпиднадзора за болезнями пищевого происхождения и приступить к реализации ряда других мер в области безопасности пищевых продуктов и здравоохранения. После этого ВОЗ провела совещание по планированию стратегии в области безопасности пищевых продуктов (Женева, 20-22 февраля 2001 г.). По результатам дополнительной консультации с государствами-членами ВОЗ разработала глобальную стратегию в области безопасности пищевых продуктов.

В данном документе выделены проблемы, связанные с глобальной безопасностью пищевых продуктов. В частности, указаны микробиологические риски и болезни пищевого происхождения, причиной которых они являются, представляют собой важную проблему в области здравоохранения, которая становится все более и более актуальной. В течение последних нескольких десятилетий во многих странах отмечается существенное увеличение распространенности болезней, вызываемых микроорганизмами, передаваемыми через пищу, например микроорганизмами вида Salmonella и Campylobacter. В пищевой цепочке возникли новые серьезные факторы риска, такие как энтерогеморрагическая Escherichia coli и губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота.

Химические факторы риска остаются важным источником болезней пищевого происхождения. Химические контаминанты, содержащиеся в пищевых продуктах, включают естественные токсичные вещества, например микотоксины и морские токсины, загрязняющие вещества, содержащиеся в окружающей среде, такие как ртуть и свинец, и естественные вещества, содержащиеся в растениях.

В пищевой цепочке намеренно используются пищевые добавки, микроэлементы, пестициды и ветеринарные средства; однако здесь необходимо, в первую очередь, убедиться в том, что все эти виды использования являются безопасными.

Хотя традиционные подходы в общем и целом оказались весьма успешными, тем не менее, в работе по оценке рисков сейчас также необходимо учитывать группы населения, подверженные этим рискам, комбинированное воздействие нескольких химических веществ, содержащихся в малых количествах, последствия для эндокринной системы и последствия для развития нервной системы плода. Требуется больше данных об употребляемых пищевых продуктах и о концентрациях содержащихся в них контаминантов, в частности в развивающихся странах, в целях оценки этих рисков и управления ими, включая разработку национальных и международных стандартов.

Новые технологии, такие, как генная инженерия, облучение пищевых продуктов и упаковки с измененным составом содержащегося в них воздуха, могут содействовать повышению безопасности производства пищевых продуктов и безопасности самих этих продуктов. Однако до широкого внедрения этих технологий необходимо подвергнуть объективной и строгой оценке потенциальные риски, связанные с их применением. Основные параметры оценки риска должны эффективно доводиться до сведения широкой общественности, с тем чтобы ее можно было привлечь к работе на самых начальных этапах этого процесса. Оценка должна строиться на согласованных в международном масштабе принципах и проводиться с учетом других факторов, таких как польза для здоровья, социально-экономические факторы, этические вопросы и экологические соображения.

Создание потенциала в области безопасности имеет исключительно важное значение в большинстве стран, особенно развивающихся. В качестве средства совершенствования систем безопасности пищевых продуктов на глобальном уровне необходимо использовать как положительный, так и отрицательный опыт стран с хорошо развитыми системами такой безопасности. Болезни пищевого происхождения оказывают существенное воздействие не только на здоровье, но и на развитие. Кроме того, глобализация торговли пищевыми продуктами и разработка международных стандартов на эти продукты способствуют повышению информированности о взаимосвязях, существующих между безопасностью пищевых продуктов и экспортным потенциалом развивающихся стран.

Включение проблемы безопасности пищевых продуктов в политическую повестку дня является первым шагом на пути сокращения распространенности болезней пищевого происхождения; однако даже после того, как сделан этот первый шаг, у многих развивающихся стран будет не хватать технического опыта и финансовых ресурсов для реализации политики в области безопасности пищевых продуктов. Формированию соответствующей базы устойчивого развития могла бы содействовать поддержка со стороны доноров по созданию потенциала, необходимого для

укрепления здоровья и улучшения условий торговли пищевыми продуктами.

Цель глобальной стратегия в области безопасности пищевых продуктов – снижение медико-санитарного и социального бремени болезней пищевого происхождения.

Эта цель будет достигаться по следующим трем основным направлениям работы:

- пропаганда и поддержка работы по созданию устойчивых, комплексных систем безопасности пищевых продуктов, построенных на основе оценки рисков;

- разработка научно обоснованных мер, которые необходимо принимать на протяжении всей цепи производства пищевых продуктов и которые будут направлены на предупреждение воздействия микробиологических факторов и химических веществ в пищевых продуктах на неприемлемых уровнях;

- оценка и управление рисками пищевого происхождения и обнародование информации в сотрудничестве с другими секторами и партнерами.

Необходимо также обратить внимание на Глобальный стратегический механизм (ГСМ) в области продовольственной безопасности и питания – Вторая редакция (Сороковая сессия Комитета по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ), Рим, Италия, 7-11 октября 2013 года).

Настоящий Глобальный стратегический механизм в области продовольственной безопасности и питания (ГСМ) представляет собой единый и открытый документ, который будет утверждаться на пленарной сессии КВПБ. Его цель состоит в улучшении координации и управления согласованной деятельностью многочисленных партнеров. ГСМ будет гибким, чтобы можно было адаптировать его к изменяющимся приоритетам. Основная ценность ГСМ заключается в том, что он является общим механизмом и единым документом, содержащим практические указания по основным рекомендациям стратегического, политического и оперативного характера в области продовольственной безопасности и питания, обоснованность которых обеспечена широким участием, консультациями и общей ответственностью в рамках КВПБ.

ГСМ не имеет обязательной юридической силы. В этом документе излагаются руководящие положения и рекомендации, которые играют роль катализатора последовательных действий широкого ряда заинтересованных сторон на глобальном, региональном и страновом уровнях, с уделением особого внимания первичной ответственности правительств и ключевому значению ответственности самих стран за ведение борьбы с отсутствием продовольственной безопасности и неполноценным питанием.

ГСМ подчеркивает значение согласованности в политических вопросах. Документ предназначен для тех, кто отвечает за принятие политических решений в областях, прямо или косвенно влияющих на уровень продовольственной безопасности и питания, в том числе в сфере торговли, сельского хозяйства, здравоохранения, экологии, природных ресурсов, экономической и инвестиционной политики. Настоящие руководящие принципы и рекомендации следует толковать и применять в соответствии с национальной политикой, национальными правовыми системами и институтами. Кроме того, ГСМ должен стать важным инструментом, предоставляющим необходимую информацию для действий и решений политиков и руководящих органов партнеров по развитию, учреждений, в чью сферу деятельности входят сотрудничество и вопросы гуманитарного характера, а также международных и региональных организаций, финансовых учреждений, исследовательских организаций, организаций гражданского общества (ОГО), частного сектора, НПО и всех прочих значимых заинтересованных сторон, ведущих деятельность в области продовольственной безопасности и питания на глобальном, региональном и страновом уровнях.

ГСМ вобрал в себя важные рекомендации, принятые пленарными сессиями КВПБ, в нем учтены другие действующие механизмы, руководящие принципы и координационные процессы всех уровней, практическая работа стран и заинтересованных сторон, передовая практика, накопленный опыт и подкрепленные фактами знания. Документ должен, пусть не в полной мере, отражать сложившийся между правительствами консенсус, разделяемый всем спектром заинтересованных сторон, включая партнеров по ресурсам, международные организации, научные круги, банки и фонды развития, ОГО и частный сектор. Динамичный характер ГСМ определяется его ежегодным обновлением, предполагающим, в меру целесообразности, включение в документ решений и рекомендаций, принимаемых пленарными сессиями КВПБ.

ГСМ разработан на основе ранее созданных механизмов и имеет целью дополнить эти механизмы и обеспечить их согласованность. В частности, документ вобрал в себя положения Плана действий Всемирного продовольственного саммита и Римской декларации по вопросам всемирной продовольственной безопасности, Заключительной декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности 2009 года, Добровольных руководящих принципов в поддержку поступательного осуществления права на достаточное питание в контексте национальной продовольственной безопасности (ДРППП) и Добровольных руководящих принципов ответственного государственного регулирования вопросов владения и пользования земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте национальной продовольственной безопасности (ДРПРВ).

Среди других документов, использованных для подготовки ГСМ, следует упомянуть, в частности, Обновленную всеобъемлющую рамочную программу действий Организации Объединенных Наций (ОВРПД), Аквильское совместное заявление «восьмерки» по глобальной продовольственной безопасности, Международную оценку сельскохозяйственных знаний, науки и технологии для целей развития (МОСЗНТР), Основы и план действий по усилению внимания к проблеме питания (САН) и Заключительную декларацию Международной конференции по вопросам аграрной реформы и развития сельских районов (МКАРС).