logo search
Междунар право конспекты лекций

10. Международные конференции

Международные конференции представляют собой временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организацион­ную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах про­цедуры.

Конференции могут проходить в разных формах - встречи на выс­шем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению.

В практике международного общения получили распространение конференции ad hoc. Как правило, конференции проводятся в рамках и под эгидой межправительственных организаций или созываются государствами-инициаторами для решения определенных задач.

Единообразных правил по проведению международных конференций нет. Порядок проведения, правила процедуры конференции государства определяют на предварительных встречах. Если конференция созывается межправительственной организацией, то время и место созыва конференции определяется в резолюции организации.

Правила регулируют порядок утверждения пове­стки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок образования вспомогательных органов — комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок фор­мирования и обязанности секретариата; полно­мочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очередность выступлений; порядок внесения предложений и поправок; порядок проведения голосования; участие наблюдателей.

Правилами процедуры определяются официальные (на ко­торых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на которых ведутся протоколы) языки.

В правилах определяется порядок голосования. Каждая делегация обычно имеет один голос, голосо­вание может быть поименным, при этом голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Возглавляет конференцию председатель, как правило, представи­тель государства, на территории которого проходит конферен­ция, или страны-инициатора.

В практике были случаи, когда конференцию возглавляли несколько председателей. Например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями которой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в ка­честве инициаторов созыва этой конференции, — СССР, США, Великобритании, Китая.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Определяются гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица.

Главы и члены делегаций конференции по общему правилу пользуются иммунитетами и привилегиями, которые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Решения на конференции принимаются большинством голосов. В соответствии с некоторыми правилам для принятия ре­шения необходимо квалифицированное большинство. Например, правило 39 III Конференции ООН по морскому праву преду­сматривало: «Решения Конференции по всем вопросам сущест­ва, включая утверждение текста Конвенции о морском праве в целом, принимаются большинством в две трети присутствую­щих и участвующих в голосовании представителей, при усло­вии, что такое большинство включает в себя, по крайней мере большинство государств, участвующих в этой сессии Конфе­ренции».

Правила некоторых конференций предусматривают, что решения принима­ются консенсусом. В качестве примера можно назвать Правила процедуры Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На конференции может быть сочетание обоих правил: одни решения принимаются путем голосования, другие — на основе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973—1982 гг.).

Большинство конференций завершается принятием согласованного текста международного договора. Результатом Венской дипломатической конференции 1961 г. по дипломати­ческому праву стала Конвенция о дипломатических сношениях, на Конференциях ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973—1982 гг. были приняты конвенции, регулирующие правовой статус морских территорий - Конвенция о континентальном шельфе 1958 г, Конвенция об открытом море 1958 г, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Результатом конференции может выступать создание международной организации (на конференции в Сан-Франциско в 1945 г., была создана Организация Объединенных Наций), заключительный акт (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе), декларации и резо­люции (например, конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г завершилась принятием одноименной Декларации).

Получила распространение практика проведения специаль­ных конференций для рассмотрения вопросов исполнения междуна­родных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о не­распространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует на­стоящий Договор).

Вопрос о юридической силе актов международных конференций является дискуссионным. Некоторые авторы определяют их как соглашения, содержащие политические нормы (И.И. Лукашук), международные соглашения sui generis (Мазов), неформальные международные договоры (Н.А.Ушаков), юридически обязательные соглашения (Колосов Ю.М., Талалаев А.Н).

Многие акты, принятые на конференциях принимаются в целях установления и закрепления правил поведения и взаимоотношений государств, такие акты имеют рекомендательный характер. Следует отметить, что итоговые документы конференции могут содержать норматив­ные положения, обязательные для государств. Таковы положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе, которым были утверждены принципы международного права.

Рекомендованная литература

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. // Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. // Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

Сандровский К.К. Дипломатическое право /К.К. Сандровский. Киев, Вища школа, 1981.