logo
воздушное право / наше кратко

118.Правовые аспекты безопасности полетов.

ЕЩЁ ЕСТЬ ДОПОЛНЕНИЯ К ВОПРОСУ ИЗ 115.

Безопасность полетов всегда была основной составляющей в деятельности гражданской авиации. В настоящее время обеспечение безопасности полетов рассматривается не как явление постфактум, с которым соглашаются и вырабатываются меры по предотвращению, а как событие, непрерывно связанное с контролем факторов риска. Отсюда принимаются изменения ранее принятого понятия «безопасности».

В соответствии с 19 приложением Чикагской конвенции: Безопасность полетов - состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

Под риском понимается двумерная величина. Риск для безопасности полетов - это предполагаемая вероятность, умноженная на серьезность последствий или результатов опасности.

Основополагающими вопросами в сфере обеспечения безопасности полетов являются:

В международном плане ответственность «за обеспечение безопасного и упорядоченного развитие международной гражданской авиации во всем мире», согласно ст. 44 Чикагской конвенции 1944 г., возложена на ICAO (рис. 18). На протяжении всей деятельности ICAO стремится разработать адекватные меры обеспечения безопасности полетов.

Эта задача в основном решается путем разработки Стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS), которые содержатся в Приложениях к Чикагской конвенции (прил. 2) и отражают наилучший эксплуатационный опыт государств. В правилах аэронавигационного обслуживания (PANS) приводится описание практики, выходящей за рамки SARPS, когда для обеспечения безопасности и эффективности полетов желательна определенная степень единообразии в международном масштабе.

Требования ICAO предусматривают разработку и принятие государствами Программы обеспечения безопасности полетов в целях достижения принятого уровня безопасности при производстве полетов. Каждое государство должно установить приемлемый уровень безопасности полетов. Сегодня в каждом государстве по согласованию между уполномоченными органами и отдельными эксплуатантами должны быть установлены различные приемлемые уровни безопасности полетов. Эти уровни зависят от сложности эксплуатационных условий, самолетного парка и т. д.

Управленческим механизмом, обеспечивающим системный и проактивный подход к вопросам безопасности полетов является, система управления безопасностью полетов.