128.Содержание договора фрахтования (чартер), аренды воздушного судна, договора на выполнение авиационных работ.
Развитие воздушного транспорта привело к возникновению и широкому распространению договоров о предоставлении воздушных судов. В международной практике гражданской авиации возникло множество форм и разновидностей договоров о предоставлении воздушных судов или их вместимости.
Можно выделить три основные разновидности таких договоров: фрахтование на один или несколько рейсов (чартер), фрахтование на время (тайм-чартер) и аренда воздушных судов.
Договор фрахтования (чартер) воздушного судна. Понятие «договор фрахтования» и «чартер» являются синонимами, поэтому можно употреблять эти понятия как равнозначные. По договору чартера фрахтовщик (авиакомпания, лизинговая компания) за вознаграждение предоставляет фрахтователю (авиакомпании, туристическому агентству и др.) всю или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов определенного типа (типов) с экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов. При чартере фрахтовщик осуществляет эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, т. е. производство полетов, связь с органами управления (обслуживания) во время полета, аэропортовыми властями и т. п., что и составляет область ответственности фрахтовщика, фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна.
Фрахтователь может заключить договор субчартера, и, передав на возмездной основе вместимость третьему лицу (перепродав вместимость), получить свою предпринимательскую выгоду. Однако, передав свои права по договору чартера, фрахтователь все же из обязательства не выбывает. В первоначальном договоре он продолжает оставаться фрахтователем со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Для того, чтобы четко представить себе правовое положение сторон договора чартера, необходимо различать фактического и юридического исполнителя транспортировки груза или пассажиров.
По договору фрахтования различают две стороны – фрахтовщик (обязуется предоставить вместимость) и фрахтователь (получает возможность использовать предоставленную вместимость). В роли фрахтовщика может выступать либо эксплуатант – непосредственный владелец ВС, либо любое иное лицо в случае, если оно одновременно является стороной по договору субчартера, заключенного по поводу одной и той же вместимости. Во втором случае фрахтователь по основному договору чартера будет именоваться фрахтовщиком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако возможность заключения договора субчартера исключается, если это прямо оговорено в основном договоре чартера
Фактическим исполнителем по договору чартера всегда будет являться эксплуатант. Юридическим же исполнителем следует признавать фрахтовщика – сторону чартера или субчартера. В первом случае фактический и юридический исполнитель будут совпадать в одном лице (когда эксплуатант является фрахтовщиком по договору чартера). Во втором случае при заключении фрахтователем договора субчартера фактический и юридический исполнитель не совпадают в одном лице. Фрахтователь также от своего имени может вступать в отношения с третьими лицами (грузоотправителями и / или пассажирами) по поводу заключения договоров перевозки.
Практическое значение данной классификации состоит в том, что конечному потребителю услуги в принципе должно быть безразлично, кто конкретно является фактическим исполнителем по договору.
Практикой выработано множество видов договоров фрахтования всего или части вместимости ВС. Содержание этих договоров зависит от целей фрахтования ВС, определяемых фрахтователем. Договоры подразделяются на договоры фрахтования на один или несколько рейсов или сезон (чартер) и договоры фрахтования на время (тайм-чартер).
В договоре фрахтования (тайм-чартере) на время ключевым является вопрос предоставления воздушного судна фрахтователю не на рейс (или рейсы), а на определенное время. Кроме того, решение коммерческих вопросов эксплуатации зафрахтованного ВС относится к компетенции фрахтователя, а предоставление услуг экипажа вместе с ВС входит в обязанность фрахтодателя. Весьма распространенной разновидностью воздушного рейсового чартера является так называемый блок-чартер, который обычно заключается для перевозки пассажиров на регулярных рейсах по особо льготным тарифам. В этом случае определенное количество мест в данном регулярном рейсе «бронируются» («блокируются») и изымаются из общей продажи.
Специфика предмета чартера обусловливает включение в него также некоторых условий перевозочного характера. Обязанностью фрахтовщика, не менее важной, чем предоставление вместимости ВС, является осуществление перевозки пассажиров, багажа и грузов по установленному в чартере маршруту. Для этого фрахтовщик прежде всего должен получить разрешение на полет, визы для экипажа у соответствующего иностранного государства и выполнить другие формальности, связанные с организацией международного полета. Фрахтователь отвечает за наличие у пассажиров необходимых документов на въезд и выезд, а у грузоотправителей – на ввоз и вывоз грузов, а также на транзит через территории третьих стран по маршруту перевозки. В случае отказа со стороны иностранных властей во въезде какому-либо пассажиру фрахтователь обязан оплатить обратную перевозку такого пассажира.
Фрахтователь обязан обеспечить доставку пассажиров и грузов в аэропорт отправления за определенное время до вылета по согласованному графику и принять необходимые меры по оформлению посадки (погрузки).
Договор аренды воздушного судна.
По договору аренды одна авиакомпания (арендодатель) предоставляет ВС другой авиакомпании (арендатору) в ее полное коммерческое и эксплуатационное пользование, но права распоряжения и владения сохраняется за собственником ВС – авиакомпанией или лизинговой компанией.
Собственник воздушного судна, не участвуя в коммерческой и технической эксплуатации переданного в аренду ВС, обладает всеми неотчуждаемыми и неотъемлемыми правами собственности, признанными и закрепленными национальным законом, на всем протяжении действия договора аренды.
Арендатор не имеет права:
– распорядиться арендованным ВС и передать его в субаренду без явно выраженного согласия его собственника;
– пренебрегать техническими правилами, которые он обязан соблюдать при эксплуатации ВС, взятого им в аренду;
– отдавать в залог арендованное ВС, обременять его каким-либо иным образом;
– отказывать в осуществлении контроля со стороны арендодателя за технической эксплуатацией воздушного судна, переданного им в аренду.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. На практике арендодатель имеет право выдвинуть любые требования, касающиеся технического состояния и безопасности ВС, кроме вопросов коммерческой эксплуатации арендованного ВС. Судно может быть предоставлено без экипажа или с экипажем при условии, что такой экипаж перейдет в подчинение арендатора.
На практике воздушные суда чаще арендуются с экипажем. Договор аренды ВС без экипажа распространен между авиапредприятиями, эксплуатирующими одни и те же типы воздушных судов, поскольку в этом случае авиакомпании-арендатору не представляет сложности организовать управление и обслуживание арендованного ВС.
В договорах аренды воздушных судов, заключаемых между авиапредприятиями, как правило, оговариваются условия предоставления определенных услуг. В частности, договор аренды ВС может предусматривать предоставление технических средств по управлению судном, услуг по наземному обслуживанию и т. д.
Вопросы коммерческой выгоды от использования арендованного воздушного судна являются областью компетенции арендатора. В случае невыполнения финансовых обязательств по договору аренды собственник воздушного судна – арендодатель вправе применить различные меры, в том числе финансовые санкции, против арендатора и прекратить отношения аренды.
- 1.Система воздушного права, его предмет и методы.
- 2. Система права: понятие и структура.
- 3. Структура нормы права. Признаки нормы права
- 4.Признаки различия системы права и системы законодательства.
- 5. Воздушное право - как комплексная отрасль российского права.
- 6. Понятие нормативного правового акта, его соотношение с индивидуальными правовыми актами.
- 7. Дайте определение понятий: «источник права», «нормативно-правовой акт», «подзаконный нормативный акт», «нормативный договор», «ведомственный акт», «юридический прецедент», «правовой обычай».
- 8. Источники воздушного права.
- 9. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих воздушное законодательство.
- 10. Виды нормативных актов.
- 11. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 12. Моменты, определяющие вступление в силу нормативно-правового акта.
- 13. Моменты, определяющие прекращение действия нормативно-правового акта.
- 14. Воздушный кодекс рф от 19 марта 1997 г. № 60-фз – основной источник воздушного права России.
- 15. Структура Федеральные правила использования воздушного пространства рф и федеральных авиационных правил Российской Федерации.
- 18. Виды авиации и государственные органы, осуществляющие регулирование их деятельности.
- Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
- Федеральное агентство воздушного транспорта (фавт)
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- 21.Полномочия управлений Росавиации
- 22. Авиационный регистр рф («Авиарегистр»): учредитель, цели, предмет, виды деятельности.
- 23. Авиационный регистр рф («Авиарегистр»): права и обязанности.
- 24. Межгосударственный авиационный комитет (мак), его статус на территории
- 25 Государственный надзор за деятельностью в области гражданской авиации, его цели и задачи.
- 26. Субъекты государственного контроля (надзора) за деятельностью авиационной транспортной системы рф.
- 27. Полномочия и ответственность государственных транспортных инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
- 28. Требования международных стандартов и рекомендуемой практики icao по использованию воздушного пространства.
- 29. Международное воздушное право, его содержание и принципы.
- 30. Сформулируйте понятие «публичное международное воздушное право», «частное международное воздушное право».
- 31. Основные источники международного воздушного права.
- 32. Чикагская конвенция 1944 г. Как основной источник международного воздушного права.
- Часть I «Аэронавигация» включает:
- Часть II «Международная организация гражданской авиации» состоит из 7 глав и 24 статей, в которых говорится о создании Международной организации гражданской авиации (icao).
- Часть III «Международный воздушный транспорт» включает 3 главы и 13 статей, в которых рассмотрены основные вопросы международных воздушных перевозок:
- 33. Международные организации гражданской авиации, их цели и задачи.
- 34. Международная организация гражданской авиации (icao).
- 35. Перечислите основные приложения icao и раскройте их содержание.Цй
- 36. Назовите основные руководства icao и раскройте их содержание.
- 37. Дайте определение терминов «стандарт» и «рекомендуемая практика» icao, их соотношение.
- 38. Структура и статус документов icao.
- 39. Что представляет собой деятельность по использованию воздушного пространства?
- 40. Законодательство России об использовании воздушного пространства.
- 50. Планирование и координирование использования воздушного пространства.
- 51. Организация использования воздушного пространства.
- 52. Организация воздушного движения. Организация воздушного движения осуществляется в соответствии с фаПом №293 «Организация воздушного движения в Российской Федерации»
- 53. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства.
- 54. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.
- 55. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства.
- 56. В чем состоят требования Стандартов и Рекомендуемой практики icao по использованию воздушного пространства?
- 57. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие государственное регулирование использования воздушного пространства, перечислите их функции.
- 58. Что относится к нарушениям порядка использования воздушного пространства? Каков порядок расследования и учета нарушений использования воздушного пространства.
- 60. Перечислите основные критерии, используемые при классификации воздушных судов, приведите классификацию вс.
- 61. Перечислите нормы, устанавливающие правовой статус вс.
- 62. Расскажите о процедуре проведения государственной регистрации гражданских воздушных судов.
- 63. Расскажите о развитии нормирования летной годности в га.
- 64. Дайте определение летной годности гражданских воздушных судов в ожидаемых условиях эксплуатации.
- 65. Расскажите об обеспечении деятельности по поддержанию летной годности.
- 66. Система обязательной сертификации в га и меры по ее совершенствованию.
- 67. Полномочия управлений Росавиации по обязательной сертификации га в соответствии со ст. 8 вк рф.
- 68. Расскажите о взаимодействии в сфере сертификации (уполномоченные органы, центры по сертификации, заявители).
- 69. Нормативные правовые основы деятельности по сертификации в га.
- 70. Дайте определение понятию «сертификат летной годности экземпляра вс».
- 71. Расскажите о процедуре проведения сертификации гвс в га рф.
- 72.Назовите основные документы национального законодательства и мвп, содержащие требования к гражданским воздушным судам.
- 73. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие сертификацию, государственную регистрацию и регистрацию прав собственности объектов га, перечислите их функции.
- 74. Документация на борту гражданского воздушного судна. Признание на территории Российской Федерации судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств.
- Часть 1. Общая информация:
- Часть 2. Данные о расположении аэродрома:
- Часть 3. Данные аэродрома, подлежащие официальному опубликованию
- Часть 4. Сведения об эксплуатационных процедурах аэродрома и мерах по обеспечению безопасности
- Часть 5. Администрация и система обеспечения безопасности
- 82. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие сертификацию, государственную регистрацию и регистрацию прав собственности объектов га, перечислите их функции.
- 83. Допуск к эксплуатации аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.
- 84 Дайте определение понятиям «авиационный персонал», «экипаж воздушного судна», «летный экипаж», «кабинный экипаж», «эксплуатант», «авиационное предприятие».
- 85 Назовите основные нормативные документы, содержащие требования по допуску лиц из числа авиационного персонала к деятельности.
- 86 В каких документах содержатся требования по составу экипажа вс, общие требования к членам экипажа воздушного судна?
- 87 Каким требованиям должен отвечать свидетельство иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, чтобы быть признанным действительным на территории Российской Федерации?
- 88. Расскажите о процедуре проведения проверки знаний, навыков, состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств.
- 89 Какие требования, предъявляются к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации.
- II. Требования к форме свидетельства
- 90. Нормативные положения документов icao, определяющие требования к авиационному персоналу. ( по-моему не то)
- 91. Какие требования установлены к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.
- Требования к помещениям, оборудованию и условиям обучения
- IV. Требования к персоналу ауц
- V. Требования к организации деятельности в ауц
- 92. Правовой статус командира воздушного судна.
- 93. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие аттестацию и государственный контроль за деятельностью авиационного персонала.
- 94. Назовите основные нормативные документы, содержащие требования по допуску лиц из числа авиационного персонала к деятельности.
- 96. Требования к кандидатам для получения свидетельства пилота.(???)
- 97. Требования, предъявляемые при внесении квалификационных отметок в свидетельство пилота. (???)
- 98. Требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота (фап 147)
- 99. Требования фап по медицинскому освидетельствованию пилотов к медицинскому заключению курсанта, пилота коммерческой авиации. (фап 50)
- 100. .Дайте определение понятиям «авиапредприятие», «эксплуатант».
- 101. Перечислите основные требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки.
- Про иностранных эксплатантов. (хз может понадобиться)
- 103. Назовите нормативные документы и руководства эксплуатанта. Раскройте их содержание.
- 104.В каких случаях вводятся ограничения в действие, приостановление действия и аннулирование сертификата эксплуатанта.
- 105.Назовите общие сертификационные требования, предъявляемые к эксплуатантам, осуществляющим авиационные работы.
- 106.Правовые вопросы допуска к полетам воздушных судов и экипажей.
- 107..Правила полетов и их содержание.
- 108. Общие правила подготовки к полетам ( фап-128).
- 109. Общие правила выполнения полетов.
- 110. Правила подготовки и выполнения полетов при осуществлении
- Глава V. Правила подготовки и выполнения полетов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок Общие требования.
- 111.Допуск экипажа вс к полету (п.5.82. -5.101. Фап 128).
- 112.Правила полетов по приборам (ппп) и правила визуальных полетов (пвп).
- 113.Обеспечение полетов воздушных судов.
- Авиатопливообеспечение
- Аварийно-спасательное обеспечение
- Авиационное медицинское обеспечение
- 114. Структура рпп: основные сведения частей рпп.
- 115.Требования международных стандартов и рекомендуемой практики icao по обеспечению безопасности полетов воздушных судов.
- 116.Международные полеты воздушных судов. Международные полеты регулярные. Международные полеты нерегулярные.
- 117.Коммерческие права на осуществление международных авиаперевозок. Понятие и виды коммерческих прав.
- 118.Правовые аспекты безопасности полетов.
- 119.Ответственность за нарушение воздушного законодательства, регулирующего полеты в воздушном пространстве России.
- 120.Понятие авиационной безопасности и ее обеспечение.
- 121. Основные положения фап-128 по авиационной безопасности.
- 122.Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
- 123. Международные правовые акты по авиационной безопасности. Документы икао. (Билет получился большой, но все это она дала на лекции).
- Глава 8. Обязанности эксплуатанта
- Глава 9. Предоставление информации
- 125.Международное сотрудничество в сфере обеспечения авиационной безопасности, осуществляемое в рамках Международной организации гражданской авиации (икао).
- 126.Формы и разновидности предоставления воздушных судов и их вместимости.
- 128.Содержание договора фрахтования (чартер), аренды воздушного судна, договора на выполнение авиационных работ.
- 127.Договор перевозки как основной договор транспортной деятельности.
- 129.Источники правового регулирования фрахтования и аренды воздушных судов.
- 130.Юридическая природа и источники правового регулирования договора на выполнение авиационных работ.
- 131.Правовое регулирование внутренних и международных воздушных перевозок.
- 132.Понятие правонарушения на воздушном транспорте.
- 133.Меры ответственности, предусмотренные КоАп рф за административные правонарушения на воздушном транспорте.
- 134.Меры ответственности, предусмотренные ук рф за уголовные правонарушения на воздушном транспорте.
- 2. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- 135.Меры ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, предусмотренные вк рф.
- 136.Понятие гражданско-правовой ответственности, ее виды.
- 137.Договорная и внедоговорная (деликтная) ответственность.
- 138.Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов.
- 139.Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов га рф.
- 140.Дисциплина труда и трудовой распорядок. Дисциплинарные взыскания.
- 141.Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.