123. Международные правовые акты по авиационной безопасности. Документы икао. (Билет получился большой, но все это она дала на лекции).
Из-за роста терроризма от мирового сообщества потребовалось разработать стандарты в области АБ, и государства должны придерживаться этих стандартов, чтобы повысить авиационную безопасность.
Были разработаны три универсальные конвенции в развитие Чикагской и касающиеся обеспечения АБ и универсальны они не только по хронологии, но и по развитию правовых норм: Токийская Конв. 1963г, Гаагская, Монреальская и её протоколы. Их универсальность: касаются разных сфер. Токийская касается всех правонарушений только на борту ВС при выполнении международных полетах. Важна для экипажа. КВС определяет: содержат ли действия правонарушения и использует все меры, чтобы предотвратить все действия, которые возникают на борту ВС.
Недостатки этой конвенции: на законодательном уровне не применятся, но это самая применимая конвенция, что касается правоприменительной практики (т.е. касается деятельности всех структур государства по предотвращению правонарушений). Ответные меры применяются в соответствии с квалификацией правонарушения. Квалификация правонарушений: проступки (в РФ гражданско-правовые, административные проступки) и преступление (за которые предусматривается уголовная ответственность). Но такой квалификации конвенция не дает и это минус(((.
Незаконный захват ВС на земле и в воздухе: Большой плюс Токийск. Конвенции состоит с том что она дает такую квалификацию и все действия, которые попадают по данную конвенцию квалифицируются как преступления, т.е. захват ВС- преступление и за это предусматривается только уголовная ответственность ( 211 ст. УК РФ) и лишение свободы на разные строки.
Гаагская конвенция 1970 г. Конвенция установила, что любое государство, на территории которого оказывается преступник, совершивший угон или незаконный захват ВС, обязано выдать его или при отказе от выдачи передать преступника безо всяких исключений, независимо от того, на чьей территории совершено преступление, своим компетентным органам для целей уголовного преследования. В Конвенции не содержится положений, относящихся к проявлению АНВ иных, чем угон или незаконный захват ВС.
Монреальская Конвенция 1971г. касается всех правонарушений, которые касаются деятельности ГА. Протоколы расширяют границы конвенции. Государства, которые не присоединились к конвенции могут руководствоваться ею. Конвенция охватывает широкий спектр незаконных актов, связанных с проведением диверсий на воздушном транспорте:
– причинение повреждений или разрушение эксплуатируемого ВС;
– размещение на эксплуатируемом ВС устройств или веществ, способных разрушить ВС;
– разрушение, повреждение или незаконное вмешательство в функционирование аэронавигационного оборудования;
– сообщение заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности ВС в полете;
– акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту ВС, в полете.
Монреальский дополнительный протокол 1988 г. Протокол распространил применение Монреальской конвенции 1971 г. на аэропорты, обслуживающие международную гражданскую авиацию, и добавил в сферу ее действия еще два преступления: акт насилия в отношении лиц в аэропорту и акт разрушения или серьезного повреждения оборудования сооружений аэропорта и нарушение работы обслуживающих аэропорт служб.
Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения Монреальская конвенция о взрывчатых веществах 1991 г.
Документы ИКАО. Приложения ЧК на которые опираются, при разработке документов в области АБ: выдача свидетельств авиационному персоналу- пр.1 ЧК, аэродромов- пр. 14 ЧК, извлечения из всех других приложений, касающихся АБ- пр.17 ЧК (Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.), правила аэронавигационного обслуживания и полетов, пр. 18 ЧК (опасные грузы) – инструкция по порядку действия в аварийной обстановке, руководствуясь которыми можно предотвратить инцинденты, связанные с перевозкой опасных грузов и ФАП 141 («перевозка опасных грузов в ГА»), который разработан на основе руководства Doc.8973 и 18 пр.
Цели ИКАО по АБ и стратегические цели АБ схожи, но в жизни они реализуются по-разному:
-
Выявлять и отслеживать существующие виды угроз авиационной безопасности в гражданской авиации, вырабатывать и внедрять эффективные, глобальные и адекватные меры противодействия и возникающим угрозам.
-
Обеспечивать своевременное внедрение положений ИКАО путем постоянного контроля за ходом их реализации в государствах.
-
Осуществлять проверки в сфере авиационной безопасности в целях выявления недостатков и поощрения устранения недостатков государствами.
Приложение 17 к Чикагской конвенции ИКАО. “Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства” (Международные стандарты и рекомендуемая практика).
СОДЕРЖАНИЕ П.17.
Глава2.Цель: Обеспечение АБ в области международной гражданской авиации. Государства должны сотрудничать, упрощение формальностей, которые действуют в аэропортах и которому посвящено 9 пр. ЧК и государства в плане упрощения формальностей руководствуются этим приложением. Там говорится, что каждое государство может разрабатывать свои меры безопасности ГА. Международное сотрудничесто осуществляется в рамках международных организаций ИКАО, ИАТА и двухсторонних соглашений. В структуре ИКАО есть комитет по борьбе с актами незаконного вмешательства, и он занимается вопросами оказания помощи государству по вопросам финансирования, подготовки авиационного персонала. Двусторонние соглашения касаются конкретной работы- это вопросы допуска на территорию иностранных ВС, досмотр, пролет.
Глава3. Организация включает: создание структуры и разработки законодательства и чтобы бы был предусмотрен уполномоченный орган в АБ. У нас бля два органа, хотя во всем мире он один. Эти органы находятся в ведении Минтранса: ФАВТ и ФСНСТ. В ФАВТ и ФСНСТ появилось управление транспортной безопасности. Но полномочия и ф-и разные! Это все про уровень государства. Далее уровень поставщиков обслуживания: авиапредприятия (аэропорты и эксплуатанты). Рассматриваются вопросы, касающиеся создания структур в этих авиапредприятиях по организации деятельности АБ. Также 17 приложение предполагает создание оперативных штабов, служб АБ и аэропортовых комиссий или комитетов. Т.к. нормы международного права трансформируются в национальное законодательство, то в положениях федеральной системы говорится, что основная задача- безопасность жизни и здоровья пассажиров, должны быть предусмотрены меры защиты. Региональные органы должны нести ответственность за соблюдение эксплантатами всех мер по безопасности. В авиапредприятиях создаются комиссии по АБ, оперативные штабы по урегулированию ЧС, служба АБ должна обеспечить нормы, правила и процедуры по АБ, должны разрабатывать программы по АБ на гос. уровне и в авипредприятиях.
Глава 4.Превентивные меры.
Глава5. Руководства ответными действиями. Если превентивные меры не дают результата, то рассматриваются ответные действия, которые должны быть предприняты.
Дополнение к приложению 17 . Написал в скобочках что содержится. Что содержится в приложениях, касающееся АБ.
Выдержки из Приложения 2 "Правила полетов" ( Если возникают действия по незаконному вмешательству, то определяются действия экипажа по передаче информац. органу ОВД и принимаются меры по предотвращению.
Выдержки из Приложения 6 «Эксплуатация воздушных судов" Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. ( Говорится о том что в кабину ВС должна быть закрыта, в кабину вход с разрешения экипажа, используемы сигналы чтобы попасть в кабину и как она должна быть обустроена, чтобы никакая сучка не могла туда попасть.)
Выдержки из Приложения 8 "Летная годность воздушных судов" и Выдержки из Приложения 14 "Аэродромы" Том I. Проектирование и эксплуатация аэродромов ( На стадии их проектирования должны быть заложены те меры которые в дальнейшем позволять обеспечить безопасность ВС и Аэропорта).
Выдержки из Приложения 9 "Упрощение формальностей"
Выдержки из Приложения 10 "Авиационная электросвязь" Том IV (Системы обзорной радиолокации и предупреждения столкновений)
Выдержки из Приложения 11 "Обслуживание воздушного движения" (сигналы с борта ВС)
Выдержка из Приложения 13 "Расследование авиационных происшествий"
Выдержки из Приложения 18 "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху" (Выдержки из Doc 9284 "Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху" , например оружие в салоне не перевозится, взрывчатые в-ва тоже не перевозятся, опасные грузы сразу подвозятся к ВС, прямые рейсы без пересадки)
Выдержки из Правил аэронавигационного обслуживания "Организация воздушного движения" (Doc 4444)
Выдержки из Правил аэронавигационного обслуживания "Производство полетов воздушных судов" (Doc 8168). Том I. "Правила производства полетов"
Приложение 18 ( «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»).
- 1.Система воздушного права, его предмет и методы.
- 2. Система права: понятие и структура.
- 3. Структура нормы права. Признаки нормы права
- 4.Признаки различия системы права и системы законодательства.
- 5. Воздушное право - как комплексная отрасль российского права.
- 6. Понятие нормативного правового акта, его соотношение с индивидуальными правовыми актами.
- 7. Дайте определение понятий: «источник права», «нормативно-правовой акт», «подзаконный нормативный акт», «нормативный договор», «ведомственный акт», «юридический прецедент», «правовой обычай».
- 8. Источники воздушного права.
- 9. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих воздушное законодательство.
- 10. Виды нормативных актов.
- 11. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 12. Моменты, определяющие вступление в силу нормативно-правового акта.
- 13. Моменты, определяющие прекращение действия нормативно-правового акта.
- 14. Воздушный кодекс рф от 19 марта 1997 г. № 60-фз – основной источник воздушного права России.
- 15. Структура Федеральные правила использования воздушного пространства рф и федеральных авиационных правил Российской Федерации.
- 18. Виды авиации и государственные органы, осуществляющие регулирование их деятельности.
- Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
- Федеральное агентство воздушного транспорта (фавт)
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- 21.Полномочия управлений Росавиации
- 22. Авиационный регистр рф («Авиарегистр»): учредитель, цели, предмет, виды деятельности.
- 23. Авиационный регистр рф («Авиарегистр»): права и обязанности.
- 24. Межгосударственный авиационный комитет (мак), его статус на территории
- 25 Государственный надзор за деятельностью в области гражданской авиации, его цели и задачи.
- 26. Субъекты государственного контроля (надзора) за деятельностью авиационной транспортной системы рф.
- 27. Полномочия и ответственность государственных транспортных инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
- 28. Требования международных стандартов и рекомендуемой практики icao по использованию воздушного пространства.
- 29. Международное воздушное право, его содержание и принципы.
- 30. Сформулируйте понятие «публичное международное воздушное право», «частное международное воздушное право».
- 31. Основные источники международного воздушного права.
- 32. Чикагская конвенция 1944 г. Как основной источник международного воздушного права.
- Часть I «Аэронавигация» включает:
- Часть II «Международная организация гражданской авиации» состоит из 7 глав и 24 статей, в которых говорится о создании Международной организации гражданской авиации (icao).
- Часть III «Международный воздушный транспорт» включает 3 главы и 13 статей, в которых рассмотрены основные вопросы международных воздушных перевозок:
- 33. Международные организации гражданской авиации, их цели и задачи.
- 34. Международная организация гражданской авиации (icao).
- 35. Перечислите основные приложения icao и раскройте их содержание.Цй
- 36. Назовите основные руководства icao и раскройте их содержание.
- 37. Дайте определение терминов «стандарт» и «рекомендуемая практика» icao, их соотношение.
- 38. Структура и статус документов icao.
- 39. Что представляет собой деятельность по использованию воздушного пространства?
- 40. Законодательство России об использовании воздушного пространства.
- 50. Планирование и координирование использования воздушного пространства.
- 51. Организация использования воздушного пространства.
- 52. Организация воздушного движения. Организация воздушного движения осуществляется в соответствии с фаПом №293 «Организация воздушного движения в Российской Федерации»
- 53. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства.
- 54. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.
- 55. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства.
- 56. В чем состоят требования Стандартов и Рекомендуемой практики icao по использованию воздушного пространства?
- 57. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие государственное регулирование использования воздушного пространства, перечислите их функции.
- 58. Что относится к нарушениям порядка использования воздушного пространства? Каков порядок расследования и учета нарушений использования воздушного пространства.
- 60. Перечислите основные критерии, используемые при классификации воздушных судов, приведите классификацию вс.
- 61. Перечислите нормы, устанавливающие правовой статус вс.
- 62. Расскажите о процедуре проведения государственной регистрации гражданских воздушных судов.
- 63. Расскажите о развитии нормирования летной годности в га.
- 64. Дайте определение летной годности гражданских воздушных судов в ожидаемых условиях эксплуатации.
- 65. Расскажите об обеспечении деятельности по поддержанию летной годности.
- 66. Система обязательной сертификации в га и меры по ее совершенствованию.
- 67. Полномочия управлений Росавиации по обязательной сертификации га в соответствии со ст. 8 вк рф.
- 68. Расскажите о взаимодействии в сфере сертификации (уполномоченные органы, центры по сертификации, заявители).
- 69. Нормативные правовые основы деятельности по сертификации в га.
- 70. Дайте определение понятию «сертификат летной годности экземпляра вс».
- 71. Расскажите о процедуре проведения сертификации гвс в га рф.
- 72.Назовите основные документы национального законодательства и мвп, содержащие требования к гражданским воздушным судам.
- 73. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие сертификацию, государственную регистрацию и регистрацию прав собственности объектов га, перечислите их функции.
- 74. Документация на борту гражданского воздушного судна. Признание на территории Российской Федерации судовых документов, имеющихся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств.
- Часть 1. Общая информация:
- Часть 2. Данные о расположении аэродрома:
- Часть 3. Данные аэродрома, подлежащие официальному опубликованию
- Часть 4. Сведения об эксплуатационных процедурах аэродрома и мерах по обеспечению безопасности
- Часть 5. Администрация и система обеспечения безопасности
- 82. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие сертификацию, государственную регистрацию и регистрацию прав собственности объектов га, перечислите их функции.
- 83. Допуск к эксплуатации аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.
- 84 Дайте определение понятиям «авиационный персонал», «экипаж воздушного судна», «летный экипаж», «кабинный экипаж», «эксплуатант», «авиационное предприятие».
- 85 Назовите основные нормативные документы, содержащие требования по допуску лиц из числа авиационного персонала к деятельности.
- 86 В каких документах содержатся требования по составу экипажа вс, общие требования к членам экипажа воздушного судна?
- 87 Каким требованиям должен отвечать свидетельство иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, чтобы быть признанным действительным на территории Российской Федерации?
- 88. Расскажите о процедуре проведения проверки знаний, навыков, состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств.
- 89 Какие требования, предъявляются к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации.
- II. Требования к форме свидетельства
- 90. Нормативные положения документов icao, определяющие требования к авиационному персоналу. ( по-моему не то)
- 91. Какие требования установлены к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.
- Требования к помещениям, оборудованию и условиям обучения
- IV. Требования к персоналу ауц
- V. Требования к организации деятельности в ауц
- 92. Правовой статус командира воздушного судна.
- 93. Назовите государственные полномочные органы, осуществляющие аттестацию и государственный контроль за деятельностью авиационного персонала.
- 94. Назовите основные нормативные документы, содержащие требования по допуску лиц из числа авиационного персонала к деятельности.
- 96. Требования к кандидатам для получения свидетельства пилота.(???)
- 97. Требования, предъявляемые при внесении квалификационных отметок в свидетельство пилота. (???)
- 98. Требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота (фап 147)
- 99. Требования фап по медицинскому освидетельствованию пилотов к медицинскому заключению курсанта, пилота коммерческой авиации. (фап 50)
- 100. .Дайте определение понятиям «авиапредприятие», «эксплуатант».
- 101. Перечислите основные требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки.
- Про иностранных эксплатантов. (хз может понадобиться)
- 103. Назовите нормативные документы и руководства эксплуатанта. Раскройте их содержание.
- 104.В каких случаях вводятся ограничения в действие, приостановление действия и аннулирование сертификата эксплуатанта.
- 105.Назовите общие сертификационные требования, предъявляемые к эксплуатантам, осуществляющим авиационные работы.
- 106.Правовые вопросы допуска к полетам воздушных судов и экипажей.
- 107..Правила полетов и их содержание.
- 108. Общие правила подготовки к полетам ( фап-128).
- 109. Общие правила выполнения полетов.
- 110. Правила подготовки и выполнения полетов при осуществлении
- Глава V. Правила подготовки и выполнения полетов при осуществлении коммерческих воздушных перевозок Общие требования.
- 111.Допуск экипажа вс к полету (п.5.82. -5.101. Фап 128).
- 112.Правила полетов по приборам (ппп) и правила визуальных полетов (пвп).
- 113.Обеспечение полетов воздушных судов.
- Авиатопливообеспечение
- Аварийно-спасательное обеспечение
- Авиационное медицинское обеспечение
- 114. Структура рпп: основные сведения частей рпп.
- 115.Требования международных стандартов и рекомендуемой практики icao по обеспечению безопасности полетов воздушных судов.
- 116.Международные полеты воздушных судов. Международные полеты регулярные. Международные полеты нерегулярные.
- 117.Коммерческие права на осуществление международных авиаперевозок. Понятие и виды коммерческих прав.
- 118.Правовые аспекты безопасности полетов.
- 119.Ответственность за нарушение воздушного законодательства, регулирующего полеты в воздушном пространстве России.
- 120.Понятие авиационной безопасности и ее обеспечение.
- 121. Основные положения фап-128 по авиационной безопасности.
- 122.Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
- 123. Международные правовые акты по авиационной безопасности. Документы икао. (Билет получился большой, но все это она дала на лекции).
- Глава 8. Обязанности эксплуатанта
- Глава 9. Предоставление информации
- 125.Международное сотрудничество в сфере обеспечения авиационной безопасности, осуществляемое в рамках Международной организации гражданской авиации (икао).
- 126.Формы и разновидности предоставления воздушных судов и их вместимости.
- 128.Содержание договора фрахтования (чартер), аренды воздушного судна, договора на выполнение авиационных работ.
- 127.Договор перевозки как основной договор транспортной деятельности.
- 129.Источники правового регулирования фрахтования и аренды воздушных судов.
- 130.Юридическая природа и источники правового регулирования договора на выполнение авиационных работ.
- 131.Правовое регулирование внутренних и международных воздушных перевозок.
- 132.Понятие правонарушения на воздушном транспорте.
- 133.Меры ответственности, предусмотренные КоАп рф за административные правонарушения на воздушном транспорте.
- 134.Меры ответственности, предусмотренные ук рф за уголовные правонарушения на воздушном транспорте.
- 2. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- 135.Меры ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, предусмотренные вк рф.
- 136.Понятие гражданско-правовой ответственности, ее виды.
- 137.Договорная и внедоговорная (деликтная) ответственность.
- 138.Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов.
- 139.Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов га рф.
- 140.Дисциплина труда и трудовой распорядок. Дисциплинарные взыскания.
- 141.Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.