logo
воздушное право / наше кратко

129.Источники правового регулирования фрахтования и аренды воздушных судов.

Аренда и фрахтование имеют два аспекта: внутренний и международный. В большинстве случаев национальные законы и правила, образующие воздушное законодательство многих государств, либо вообще не содержат подробных и обстоятельных положений об аренде воздушных судов, либо упоминают о ней весьма фрагментарно. Именно так построен Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г. В нем в самых общих чертах говорится об аренде воздушных судов и о фрахтовании (ст. 104 ВК РФ), из-за чего невозможно сложить цельное представление о том, какие источники права лежат в основе международной аренды, каким должно быть содержание договора об аренде иностранного ВС с тем, чтобы он соответствовал и международно-правовым, и национальным требованиям.

Если арендуются и фрахтуются гражданские воздушные суда, зарегистрированные и сертифицированные в других государствах, возникают арендные отношения, осложненные иностранным элементом. С одной стороны, они попадают под действие ст. 83 bis Чикагской конвенции 1944 г., с другой – регулируются самостоятельно сторонами договоров аренды и фрахтования с учетом и в соответствии с многосторонними и двусторонними договорами по международному воздушному праву, а также национальными законами и правилами.

Развитие этих процессов в международном воздушном и национальном праве привело к формированию и развитию двух самостоятельных правовых направлений. Международно-правовое регулирует взаимоотношения государств по поводу передачи публичных функций и полномочий и ответственности от государства регистрации государству – эксплуатанту арендованного воздушного судна. Внутригосударственное регламентирует частноправовые вопросы аренды и фрахтования воздушных судов непосредственно между корпоративными юридическими и физическими лицами. Оба этих направления взаимодействуют между собой, но доминирует международное право. Без выполнения требований ст. 83 bis аренда ВС и его эксплуатация для целей международных воздушных перевозок невозможны.