logo
воздушное право / наше кратко

135.Меры ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, предусмотренные вк рф.

В ст. 116 ВК РФ устанавливаются общие принципы ответственности. Так, перевозчик несет ответственность перед пассажирами ВС и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Объем и основания ответственности перевозчика установлены непосредственно в ГК РФ, а также в транспортных уставах и кодексах. ГК РФ допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако, как общее правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перевозки пассажира, багажа и груза. Согласно ст. 123 ВК РФ, перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК РФ или международными договорами РФ.

Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В п. 3 ст. 116 ВК РФ говорится о том, что в случае нарушения перевозчиком, пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил они также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна

Перевозчик отвечает за вред, возникший вследствие смерти или повреждения здоровья пассажира при воздушной перевозке. Ответственность определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ, предметом регулирования которой являются вопросы обязательств вследствие причинения вреда. К указанной норме можно обратиться в случае, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перс возчика. Кроме того, международные договоры имеют приоритет в применении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна.

В целях применения положений, касающихся определения ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира ВС, в п. 2 ст. 117 ВК РФ установлено, что воздушная перевозка включает в себя период с момента прохождения пассажиром ВС предполетного досмотра для посадки на ВС и до момента, когда пассажир ВС под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

Перевозчик не несет ответственности, если:

- смерть или повреждение здоровья пассажира явились результатом исключительного состояния его здоровья;

- перевозчик сможет доказать, что им были предприняты все необходимые меры, чтобы избежать смерти, травмы или что было невозможно принять такие меры;

- ущерб здоровью пассажира был причинен имуществом, содержащимся в его собственном багаже:

- вред был причинен по вине самого пострадавшего.

В случаях применения главы 59 ГК РФ необходимо иметь в виду, что вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Максимальная ответственность перевозчика без вины за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определена ВК РФ следующим образом: за вред, причиненный жизни пассажира ВС, - не менее 2 млн 25 тыс. руб. на каждого пассажира ВС; за вред, причиненный здоровью пассажира ВС, - не менее 2 млн. руб. на каждого пассажира ВС.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире

Воздушный перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также за сохранность находящихся при пассажире вещей в случае, если он не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Законодательство устанавливает виновную ответственность перевозчика, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом, исходя не из факта наличия вины, а лишь ее презумпции. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства. Возлагая бремя доказывания на перевозчика, законодательство исходит из того, что нарушение обязательства, поскольку не доказано иное, является виновным. Общее правило о бремени доказывания перевозчика выражено в формуле «...если не докажет» (ст. 118 ВК РФ).

Пределы ответственности воздушного перевозчика, установленные ВК РФ, отличаются от предусмотренных ГК РФ. Согласно ст. 119 ВК РФ, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявленной ценности, воздушный перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, но не более 600 рублей за 1кг веса багажа или груза.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире пере, возчик несет ответственность в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем 11 тыс. руб.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При выполнении международных полетов воздушным судном страхование ответственности перевозчика перед пассажирами ВС, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах, является обязательным. Размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза

Согласно ст. 120 ВК РФ, перевозчик несет ответственность за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения и уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности ВС, угрожающей жизни или здоровью пассажиров ВС, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным в международных правовых актах. Применительно к воздушному транспорту, например, следует назвать Варшавскую конвенцию.