logo
Trudovoe_pravo2

Занятость населения в рф – Занятость и трудоустройство

Законодательство:

  1. Рекомендации Международной организации труда № 176 «О содействии занятости и защиты от безработицы» Женева 1988год. Принята на 75 сессии.

  2. Конвенции МОТ № 168 «о содействии занятости и защиты от безработицы»

  3. ФЗ о занятости населения в РФ

  4. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1997 года с изменениями от 2010 года «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»

  5. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 № 812 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработицы»

Субъект – город Москва

Принцип полной занятости который господствовал в нашей политики в течение долго времени опирался на положения статей Конституции 1936 года и 1977 года. Это принцип – сочетание права на труд и всеобщей обязанности трудиться. Эти конституции закрепляли принцип - право на труд и всеобщую обязанность трудиться. Право на труд – государство каждого проживающего в РФ должно было обеспечить работу. Так собственно и было. Но тем не мене все равно была скрытая безработица. Публикаций по этому поводу не было Эти положения прикрывали эту скрытую безработицу. Труд был неэффективен и это вело к снижению уровню жизни населения. Вступления в рыночные отношения – переход к рынку труда, появились новые рычаги регулирования экономики, рабочая сила – товар, произошла дифференциация в оплате труда. Кто трудится, тот и имеет большую з/п. Договорный характер обеспечивает высокую оплату, кто сам зарабатывает фактически. Остальные попадают на рынок труд, риск на безработицу вынужденную становится реальным, как любая несостоявшаяся сделка. Государство оказывает помощь в паровым рамках – материальная и социальная помощь. Конституция регулирует многие положения занятости и безработицы. ФЗ о занятости – регулирует государственную политику в отношении определенных групп населения, которые нуждаются в поддержке государств. Основной акт, который регулируют отношения в сфере занятости. В нем Административно-правовые нормы, трудовые и финансовые нормы.

Закон о занятости определяют правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости. Ст. 5 ФЗ – основные принципы государственной политики в области содействии занятости. Говоря о структуре закон, он содержит 7 глав и 39 статей. Главы – основные положения, права граждан в сфере занятости, гарантии государстве в сфере занятости, регулирование и организация занятости населения, Участие работодателей в обеспечении занятости населения, Социальные гарантии и компенсации, Контроль за исполнением закона и ответственность за его нарушения.

Закон о занятости содержит легальное определение занятости. Это детальность граждан связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей , не противоречащей законодательству РФ и приносящей как правило заработок в трудовой доход.

В нем определен круг лиц, которые считаются занятыми. Ст. 2 - лица, Считаются занятыми:

  1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3статьи 4 настоящего Закона);

  2. зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

  5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

  6. проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

  7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

  8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

  9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

  10. являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п. 10 занятые только те граждане – которые работники по трудовому договору. Люди, владеющие акциями, они не могут быть признаны безработными и они не будут получать пособия по безработицы.

Закон не исключает положения, когда граждане имеют несколько видов занятости.

Безработный – тот, у кого в наличие есть одновременно несколько условий:

  1. гражданин обязательно должен быть трудоспособным. Нет четкого определения кто безработный, а кто нет. По общему правилу трудоспособные – мужчины – от 16 до 60 лет, женщины от 16 лет – до 55 лет. После пенсионный возраст.

Инвалид может быть безработным? Решение принимается в соответствии с ФЗ о социальной защите инвалидов. Это такой инвалид, который имеет трудовую рекомендацию, который имеет заключение о рекомендуемых характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке. Орган занятости предоставляет документы. Он так же должен представить индивидуальную программу по реабилитации инвалида.

  1. Он должен не иметь заработка или иного трудового дохода, а значит не иметь работы. При этом не учитывается работа на общественных работах. Выплата выходного дохода и среднего заработка так же не входит.

  2. Гражданин обязан зарегистрироваться в органах службы занятостив целях поиска подходящей работы. Это подтверждает факт, что гражданин ищет работу. Гражданин обращается в органы занятости по месту жительства. Он обязан предоставить следующие документы:

    1. Паспорт

    2. Трудовую книжку или документы ее заменяющие

    3. Документы, которые удостоверяют его профессиональную квалификацию.

    4. Справку о среднем заработке за последние 3 месяце по последнему месту работы.

    5. Для лиц, которые ищут работу впервые – только паспорт и документ об образовании

    6. Органы службы занятости на каждого, кто обратился, заботит карточку персонального учета гражданина в день обращения. Если гражданин не предъявил данный перечень документов, то это не будет являться днем обращения в органы службы занятости, а будут просто консультацией. В течение 10 дней гражданину должны представить несколько вариантов работы. Если 10 дней прошло, а работы нет – то он признается безработный.

  3. Гражданин должен быть готов приступить к работе.

  4. В течение 10 дней со дня обращения в ОЗ – он должен получить работу.

Основные права и обязанности безработных определенны в правовой статус безработного. Они направлены на проведения профессиональных консультации на подбор подходяще работы, на выплату пособий, стипендий, на помощь материального и социального характера. Все права и обязанности указы в ФЗ о занятости.

В течение 10 дней со дня обращения в ОЗ – должна быть предоставлена подходящая работа. Закон устанавливает 4 условия, когда работа считается подходящей.

Она считается таковой при наличии одновременном таких условий:

  1. Работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Профессиональная пригодность определяется дипломом.

  2. Средний заработок по новой работе должен быть не ниже среднего заработка по прежнему месту работы. Имеет значение стаж работы, продвижение в пределах 1 специальности по служебной лестнице, периодичность повышения квалификации по специальности, разряд, присвоенный работнику. Прежняя работа устанавливается по последним записям в трудовой книжке. Диплом на одну специальность, работал по другой. Нужно смотреть на последнюю запись в трудовой книжке. Есть гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проходит по всем специальностям. Приоритет – последняя специальность. Учитываются так же пожелания работника и уровень состояния рынка труда. В процессе поиска работы всегда и при любых условиях она подыскивается с учетом состояния здоровья. Большое значением имеет возраст, наличие физических недостатков, внутренней состояние организма, предрасположенность к определенным заболеванием. Не все специалисты, которые имеют образование химика, могут работать в химической промышленности. В этих случаях вопрос решается на основании вердикта медицинской социальной экспертизы. Так же роль играет максимальная удаленность работы от места жительства гражданина. Она определяется органами власти с учетом развития сети местного общественного транспорта. Не протяженность маршрута а возможность стыковки определенных видов транспорта. В Москве для женщин с детьми было установлено, что от места работы до места жительства должно быть не более 1 часа.

Те, которые давно стоят в органах занятости или не работают более 3х лет, условия труда должны соответствовать трудовому законодательству.

Предложенная работа отвечает требованиям ст. 4 но гр. Отвергает работу и ссылается на неподходящие условия труда. Отказ гражданина от предложенной работы закон предусматривает. Это п.2 ст. 4 ФЗ

Он может отказаться от работы:

  1. Если новая работа связана с переменой места жительства и он на это не согласен

  2. Условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда

  3. Если заработок ниже среднемесячного заработка по последнему месту работы.

Закон не содержит запрета поиска работы в др. местности. Он предусматривает компенсацию материальных и моральных затрат. Но если гражданин на это не согласен, то предложенную работу не стоит считать подходящей. В договоре должны быть указаны все условия и льготы и т.п. Положение о среднем заработке не распространяется на граждан, заработная плата которых не ниже прожиточного минимума.

Сама же регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости трудоустройства по месту жительства. Данная последовательность обращения в службы занятости – постановление правительства от 27 апреля 1997 года.

1 стадия – первичная регистрация безработных граждан.

2 стадия – регистрация граждан в целях поиска подходящей работы.

3 стадия – регистрация в качестве безработного

4 стадия – перерегистрация безработных

14 июля 1997 года постановлением правительства – положение об организации общественных работ.

Общественные работы – общедоступная трудовая деятельность имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. ОР могут быть организованы для выполнения общественных, подсобных, вспомогательных и др. не квалифицируемых работ. К ОР не относится деятельность, которая связна с необходимостью ликвидации последствий аварии, катастрофы, стихийных бедствия. Участие граждан в ОР возможно только при согласии граждан и при направлении на ОР учитывается состояние здоровья гражданина, профессиональные и др. особенности. Преимущественное право на участие в ОР – пользуются безработные граждане которые не получают пособия по безработицы, стоят на учете в ОСЗ свыше 6 месяцев. Им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Социальные и материальные гарантии:

  1. Льготы и компенсации для высвобождаемых работников

  2. Выплата пособий зарегистрированных гражданам

  3. Пособия по безработице в период временной нетрудоспособности безработного

  4. Выплата стипендий в период переподготовки и повышения квалификации

  5. Участие в общественных оплачиваемых работах

  6. Выплата компенсаций при переезде в другую местность по предложению органа службы занятости

  7. Материальная помощь семьям безработных

Льготы и компенсации при массовом высвобождении – глава 27 ТК, постановлением правительства от 5 февраля 1993 утверждено положение об организации работы в условиях массового высвобождения .

Трудоустройство – это процесс подыскания подходящей работы, подготовка к ней и устройство на эту работу. Оно может осуществляться как самим гражданином, так и путем обращения в ОСЗ. Трудоустройство в науке ТП понимается в широком и узком смысле, в зависимости от того участвуют лишь в процессе трудоустройстве посреднические организации или нет.

Широкий смысл: Это любой процесс устройства на работу, включающий самостоятельное устройство, процесс поиска подходящей работы, процесс обучения, профессиональную подготовки, повышения квалификации.

Узкий смысл – деятельность соответствующих органов по оказанию помощи гражданам по поиску работы.

7.11.2011

Занятость и трудоустройство осуществляется в 2 организационно-правовых формах:

  1. Общая форма – самостоятельный или с помощью ОСЗ трудоустройство

  2. Специальное – особая форма и она принадлежит для лиц, которые нуждаются в собой социальной защите. К этой категории лиц относятся:

    1. инвалиды, которые нуждаются в постоянной помощи, надзоре или уходе и это установлены уполномоченном на это органом,

    2. молодежь до 18 лет, которая впервые ищет работы,

    3. лица, предпенсионного возраста,

    4. Лица, освобожденные из мест лишения свободы

    5. Беженцы и вынужденные переселенцы

    6. Граждане, уволенные с военной службы и члены их семей.

    7. Одинокие и многодетные родители с несовершеннолетними и инвалидами

    8. Семьи, где оба родители признаны безработными

    9. Граждане, которые подверглись радиации.

В ст. 13 ФЗ для этих категорий предоставляются дополнительные гарантии. Круг гарантии намного шире. Они перечислены в целевых программах – создание дополнительных рабочих мест, установление квоты для приема на работу инвалидов. Квота – минимальное количество рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и которых работодатель обязан устроить в данную организацию. Квотирование – по соглашению с работодателем и органом местного самоуправления на основе договора.

Квотирование рабочих мест – создание дополнительных рабочих мест за счет средств местных органов власти. Бронирование – относится к уже имеющимся местам в организации. Квота установлена в частности для инвалидов в соответствии с ФЗ о социальной защите инвалидов – ст. 21 – организациям, численность которых составляет более 100 человек, законом субъектом РФ устанавливается квота. НЕ менее2% и не более 4%. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации освобождаются от подобной квоты.

Государство осуществляет гарантии всех безработных. Социальная защита:

  1. Выплата пособий

  2. Выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, если она осуществлена по направлению органов занятости

  3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Основная форма – пособия по безработицы, они гарантированы государством. Это гарантированные государством периодические выплаты за счет средств федерального бюджета. В РФ в законе о занятости изложены наиболее простая схема выплаты пособия по безработицы всех категорий лиц. Все категории – 2 группы. В ФЗ определен порядок определения размера пособия.

1 категория – все безработные, которые уволены по любым основанием за исключением 2 группы. Пособие выплачивается в процентном соотношении к среднему заработку по прошлой работе за последние 3 месяца работы. Сроки выплаты – ограничены. В первые 12 месяцев безработные получают:

1-3 месяца – 75%

4-8 – 60% от заработка

Далее – 45%

Второй год – минимальный размер пособий – 850 рублей.

2 категория – лица, впервые ищут работу, ранее не работали, лица стремятся возобновить трудовую деятельность после большого перерыва, уволенные за нарушение трудовой дисциплины и за др. виновные действия, прекратившие предпринимательскую деятельность, лица, которые уволены в течение 12 месяцев.

1ые 6 месяцев – минимальная величина пособия.

2ой 6месячный период – минимальная величина пособия.

ФЗ дифференцированный подход – граждане, проживающие в районах Крайнего Севера, где применяются районные коэффициенты. Минимальная величина пособия увеличивается. Так же это распространяются на граждан под радиаций, чернобыльцы, Маяк. Условия и сроки выплаты пособия предусматривает ФЗ. Только тем гражданам, которые в установленном порядке признаны безработными. Пособия начисляются с 1ого дня признания их безработными. ППБ носят временный характер, выплата П может быть прекращена, приостановлена или размер его может быть сокращен на определенный период. Выплата ППБ может быть прекращена при:

  1. Признание гражданина занятым

  2. Прохождения гражданином подготовки, переподготовки с выплатой стипендии

  3. Если гражданин длительное время более 1 месяца не являлся в Службы Занятости

  4. Попытка получателя обманным путем получить данное пособие

  5. Лицо осуждено к исправительным работам или к лишению свободы.

Выплата может быть приостановлена на срок до 3х месяцев:

  1. Если лицо отказывается от 2 вариантов подходящей работы

  2. В случае отказа гражданина от участия в оплачиваемых общественных работах

  3. Если гражданин явился на перерегистрацию в алкогольном опьянении.

  4. Если гражданин был отчислен с обучения

  5. Если безработный нарушает условия и сроки его перерегистрации

Размер пособия может быть сокращен на 25% на срок не более 1 месяца:

  1. Неявка на переговоры по трудоустройству

  2. Отказ без уважительных причин явиться в ОСЗ получить направления на работу или учебы.

Решения о прекращении и приостановления принимаются ОЗС но они должны уведомить об этом безработного.

Переподготовка и повышения квалификации

Если гражданину необходимо изменить профессию, если по его профессии отсутствует работа.

Если работу ищут впервые.

Общественные работы – 1 из гарантий, которая предоставляется безработным и она применяется для временного трудоустройства граждан. Под ОР – трудовая деятельность имеющая социально-полезную направленность и организуется в качестве дополнительной социальной поддержки для граждан, которые ищут работу.

Особенности организации и проведения ОР:

  1. К ОР не может относиться деятельность, связанные с ликвидацией аварий, катастроф, др. ЧС,

  2. Право на участие В ОР – имеют лица, которые зарегистрированы в ОРСЗ.

  3. Преимущественное право – у безработных, которые стоят на учете – свыше 6 месяцев.

  4. С лицами, которые желают участвовать в ОР – заключается срочный ТД, его можно расторгнуть если для гражданина найдена постоянная работа или временная работа.

  5. Финансирование ОР – за счет средств организации, где проводятся ОР.

  6. В период участия в ОР временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка. – положение об организации ОР – утверждено постановлением правительством РФ от 14.07.97 № 875

Законодательство Великобритании наделяет правом на пособия лиц, которые учатся и работают не более 16 часов в неделю.

Германии – не более часов 18 еженедельно. Оно допускает возможность для безработных работать по совместительству.

У нас слабая дифференциация размера пособия в зависимости от срока, условий, категории безработных но и не зависит от количества иждивенцев в семье.

В германии выплата пособий кроме безработного выплачивается еще и детям. Детям – 60 % детям до 6 лет. 70 % - от 6 до 14. 80% - от 14 до 18 лет.

Постановление ФКС эти нормы противоречат законодательству и они обеспечивают прожиточный минимум.