14. Система права
Вопрос о системе права - это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено. Тема эта достаточно слож¬на. Ей были посвящены две общесоюзные научные дискуссии (в конце 40-х и во второй половине 50-х годов). В 1982 г. проблемы системы права обсуж¬дались учеными на страницах журнала «Советское государство и право».
Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все право¬вые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элемента¬ми. правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосозна¬нием, системой законодательства и др.
Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объ¬ективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями об¬щественной жизни, регулируемой социальной сферы.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
а) единство, целостность;
б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие эле¬ментов;
в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов;
г) наличие цели (как системообразующего фактора).
Любую систему образуют две стороны: состав (набор необходимых эле¬ментов) и структура (целесообразный способ связи этих элементов). Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. В этой связи некорректна, с точки зрения теории системного подхода, фор¬мулировка - «система и структура права». Структура права рассматриваться отдельно, как особый объект исследования, конечно, может, но не в качест¬ве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона.
Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов:
а) свойств элементов (они определяют структуру, ее характер);
б) взаимодействия элементов системы права. Социальная структура про¬являет себя именно через взаимодействие элементов.
Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.
Право представляет собой сложную, многоуровневую (в какой-то мере да¬же «объемную»), иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уров¬не выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура.
Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на четырех уровнях:
а) на уровне отрасли права:
б) на уровне института права;
в) на уровне нормы права;
г) на уровне элементов нормы права.
Главное подразделение в системе права - отрасль. К признакам отрасли права в литературе относят следующие:
а) особые предмет и метод;
б) специфические отраслевые принципы;
в) способность взаимодействовать с другими отраслями «на равных пра¬вах», то есть быть одного с ними уровня;
г) потребность общества в регулировании данной социальной сферы именно на уровне отрасли;
д) количественная достаточность юридических норм, требующая перехо¬да в особое, отраслевое качество;
е) наличие обособленного, как правило, кодифицированного законода¬тельства;
ж) другие признаки.
Основаниями деления права на отрасли признаются предмет и метод пра¬вового регулирования. Предмет выступает непосредственным, материальным критерием и отвечает на вопрос «что регулирует отрасль права?». Метод отно¬сится к вопросу «как?» (каким образом происходит отраслевое регулирование) и является юридическим критерием. Метод (совокупность специфических юридических приемов воздействия) позволяет определить наличие у отрасли своего предмета, так как особый предмет есть в том случае, если он требует для своего урегулирования особых, специфических приемов.
Специфика метода отрасли права устанавливается по следующим призна¬кам (их называют еще элементами метода):
а) общему юридическому положению субъектов отрасли права (отрасле¬вой правосубъектности);
б) основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отно¬шений;
в) способам формирования содержания прав и обязанностей (например, непосредственно нормой права или соглашением сторон);
г) юридическим мерам воздействия (санкциям норм права).
Различают, прежде всего, императивный (властный) и диспозитивный ме¬тоды (см. предыдущий вопрос).
Проф. С.С. Алексеев определяет отрасль права как «самостоятельное, юридически своеобразное подразделение права, состоящее из компактной системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм, регулирую¬щих специфический вид общественных отношений».
Правовой институт представляет собой первичную общность юридичес¬ких норм, которая обеспечивает целостное регулирование определенного участка в предмете отрасли права. Например, институт гражданства в госу¬дарственном праве, институт наследования в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и т. п. В системе права можно вы¬делить крупные блоки отраслей — материального и процессуального права, частного права и публичного.
Существуют базовые отрасли, которые составляют фундамент всей систе¬мы права, тот «набор» отраслей, без которых невозможно функционирование любой системы права. Это - государственное право, гражданское право, ад¬министративное право, уголовное право и отрасли процессуального права. На базе гражданского и административного права, как отраслей, представля¬ющих частно-правовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового права и др.
Дискуссионным является вопрос о природе комплексных отраслей права. Их называют «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своих пред¬мета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отрасля¬ми законодательства.
На наш взгляд, они являются полноценными правовыми отраслями, при¬чем их наличие в системе права свидетельствует о ее переходе на качественно новый, более высокий уровень развития. Причина их неприятия со стороны большинства правоведов состоит в том, что комплексные отрасли строятся на принципиально иных началах, чем основные или так называемые «самостоя¬тельные» отрасли. Дело в том, что, достигнув определенного уровня развития, система права переходит к регулированию целостных социальных сфер, неза¬висимо от их юридической однородности: таких как предпринимательство, здравоохранение, транспорт, народное образование, экология и т. д. Право как бы переходит от функциональной организации социальной сферы к ее терри¬ториальной организации. Если формирование основной отрасли идет от юри¬дического начала — метода, то комплексной - от социального начала, то есть предмета. Предмет комплексной отрасли юридически разнороден, но он цело¬стен, представляет собой определенную социальную систему. Предмет же ос¬новной отрасли однороден юридически, но «сплошного», единого образования не составляет: регулируемые основной отраслью участки как бы «разбросаны» по всему полю общественной деятельности, а «собираются» они в предмет лишь по признаку метода. В этом легко убедиться, если рассмотреть предметы гражданского и административного права как основных отраслей. Таким обра¬зом, «свои» предметы у комплексных отраслей имеются.
Что же касается методов, которыми пользуются комплексные отрасли права, то они не просто юридически своеобразны, а уникальны, что каждый раз достигается за счет особого сочетания юридических приемов регулирова¬ния. (Подробнее о природе комплексных отраслей права см.: Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995. С. 39—45.)
Аргументом в пользу высказанного подхода к комплексным отраслям пра¬ва является нарастающая в правоведении тенденция к пониманию нераздель¬ности системы права и системы законодательства.
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 6) Проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространст¬ве и по кругу лиц («высшая» критика);
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 44. Право и принуждение
- 6) За нарушение норм права различных отраслей может применяться от¬ветственность одного и того же вида;
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 20 Декабря 1993 г. В оон учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем оон и является его заместителем.
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 65. Государство и бюрократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 2 Апреля 1996 г. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ссг). Учреждены специальные органы ссг:
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1