logo
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации

Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового ак¬та является заключительной стадией правотворческой процедуры.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы под¬лежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме¬няются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за¬конов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанав¬ливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре¬зидентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публи¬куются не позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальньм опубликованием федерального конституционного зако¬на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер¬вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за¬конодательства Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля¬ются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли¬кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па¬лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей террито¬рии Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру¬гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополне¬ния, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде¬ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и ак¬ты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газе¬те» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный харак¬тер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федера¬ции по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст¬венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ¬ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си¬лу со дня их подписания.

6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ¬лен другой порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст¬венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их ре¬гистрации.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде¬рации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного само¬управления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие пра¬ва, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

21. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли¬кования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавлива¬ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распро¬страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового за¬кона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имуществен¬ный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ¬ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но¬вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ¬ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го¬сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра¬няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих¬ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин¬цип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государ¬ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча¬стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются ис¬ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта¬ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во¬оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи¬стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распро¬страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма¬тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас¬ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.