logo
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

17. Система права и система законодательства в их соотношении

Эта проблема имеет непосредственное практическое значение. Теорети¬ческие решения в данной области влияют на эффективность деятельности по изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на состояние всей системы официальных форм выражения права.

Методологической основой ее разрешения являются общие закономернос¬ти соотношения права и закона (имея в виду под «законом» не только собственно законы, а все официальные источники права). Право - это и есть право¬вой закон. Нет права за пределами форм своего выражения: за их пределами можно найти только ответ на то, каким должно быть право, но не само право.

Точно так же в социальной среде, в регулируемой социальной сфере нахо¬дятся объективные основания системы права, ее идеальная модель, но реально существовать система права может лишь в системе законодательства. В литера¬туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес¬но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства ха¬рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек¬тивное использование.

В литературе отмечается, что система права является объективным осно¬ванием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это вер¬но. Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование за¬ключается не в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее, а в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназ-начение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особеннос¬ти государственного устройства страны и т. д.

Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ¬альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотвор-чество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео¬рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства от субъективного фактора.

Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав¬ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин¬цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно¬ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле¬жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз¬ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го¬сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со¬став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода¬тельные подсистемы субъектов Федерации.