logo
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

91. Методология теории права и государства

Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель гово¬рил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как оп¬ределенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельнос¬ти, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познава¬тельная деятельность. (В пер. с греческого «methodos» означает «способ, путь следования».)

Метод в науке, в научной деятельности — это знание, с помощью которо¬го добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в дру¬гом - как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Это в полной мере относится к общей теории права и государства, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, в свою очередь, система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.

Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

В основе методологии (системы методов) общей теории права и государ¬ства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить следующие аспекты методо¬логической роли философии:

а) законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (например, формы и содержания правоотно¬шения);

б) в рамках философии разрабатывается общее учение о методе - теория ме¬тодологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: методы анализа и синтеза, качествен¬ного и количественного анализа, исторический и логический методы, форма¬лизации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, срав¬нения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и т. п.;

в) философское знание является базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства.

Переходными от философских категорий к специально-научным поняти¬ям являются так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории си¬стемы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др. Общенаучные категории - это качественно новый тип понятий, появив¬шийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретиче¬ским основанием новых методологических подходов - системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационно¬го, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экс¬траполяции и др.

Специфическим общенаучным методом является математический, кото¬рый своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловаж¬ную в изучении права и государства. Практика использования философских и общенаучных методов в исследовании права и государства обусловливает появление в содержании этих методов характерных, специфических элемен¬тов, и они предстают в виде историко-правового метода, метода сравнитель¬ного право- и государствоведения, метода правового моделирования и др. В та-ком виде они обретают в правоведении название частных методов правовой науки, являясь, по существу, специфическим преломлением общефилософ¬ских и общенаучных методов.

Частнонаучные методы правоведения и, в частности, общей теории права и государства могут складываться и путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук - статистики, социоло¬гии, кибернетики, психологии и др. Метод социологии, например, сам явля¬ется комплексным и включает в себя математический, статистический мето¬ды, метод социального эксперимента.

В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к ко¬торым относят, в частности, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толко¬вания. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический метод выделяется не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования -догме Права. Толкование же права отличает его особая цель - практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.

Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительное правоведение представляет собой, по суще¬ству, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции 158 гречес¬ких и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких полити¬ческих и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;

б) сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;

в) оценку результатов.

По своей природе метод сравнительного право- и государствоведения яв¬ляется комплексным (собственно, как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает в себя фор¬мально-логические, специально-юридические и другие приемы.

Конкретно-социологический метод также олицетворяет собой особое на¬правление общетеоретических исследований - социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью, эффективность государст¬венно-правового регулирования. Правосоциологический метод отличают прежде всего целевое назначение и содержание, а приемы используются тра¬диционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др.

Большое значение для познания общих закономерностей права и государ¬ства имеет метод аналогии, который лежит в основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. Так, основной признак и назначение модели – быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, то есть выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заклю¬чение - к другому (прототипу, то есть моделируемому явлению).

В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполя¬ции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и об¬щегосударственное знание путем надежных аналогий, то есть распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.