logo
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

93. Теория права и государства в системе наук

Наука имеет три основных объекта исследования: природу, общество и мышление. В соответствии с этим науки делятся на естественные, общест¬венные и науки о мышлении (например, формальная логика). Равное отноше¬ние ко всем названным объектам имеют философия и математика. Филосо¬фия занимает такое положение в связи с тем, что ее предметом является всеобщее, то есть то общее, что имеется во всех предметах и явлениях окружа¬ющего нас мира. Математика же изучает количественную сторону, которая также присуща всем явлениям и процессам. На этом основании философское и математическое знание может быть вынесено как бы «за скобки».

В науке существует тенденция к возрастанию ее целостности (системнос¬ти). Видимо, наука приближается к новому витку своего развития, который аналогичен состоянию знания в античное время, когда существовала целост¬ная, нерасчлененная совокупность знаний о мире, но витку, разумеется, бо¬лее высокому, отвечающему новому планетарному мышлению. Еще Маркс предсказывал, что со временем естествознание включит в себя науку о чело¬веке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествозна¬ние - это будет одна наука.

Юридическая наука (правоведение) относится к наукам общественным, поскольку объекты ее изучения (право и государство) имеют социальную при¬роду. Будучи элементом существующей системы наук, правоведение, в свою очередь, также может быть рассмотрено как система, в состав которой входят:

а) теории права и государства (общая теория права и общая теория госу¬дарства);

б) историко-юридические науки (история права и государства, история политических и правовых учений);

в) науки, изучающие отдельные отрасли права (науки гражданского пра¬ва, административного, уголовного и т. д.);

г) науки, изучающие международное право (международное публичное и международное частное право);

д) прикладные юридические науки, имеющие комплексный характер (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психи¬атрия и др.).

Место теории права и государства в системе юридических наук в частнос¬ти и в системе наук вообще определяется:

а) ее функциями;

б) взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.

Вообще становление теории права и государства как системы знаний про¬исходит по четырем каналам:

а) через обобщение данных отраслевых юридических наук;

б) через конкретизацию философских положений;

в) через взаимодействие с другими науками (математикой, кибернетикой, логикой, социологией, экономической теорией, политической наукой и др.);

г) путем непосредственного выхода на практику (проблемы толкования нормативно-правовых актов, юридической техники и др.).

Таким образом, отношение теории права и государства к отраслевым юри¬дическим наукам двойственно: с одной стороны, теория права и государства (и в первую очередь - общая теория права) выполняет по отношению к ним важнейшую функцию - методологическую, а с другой стороны - использует теоретические данные отраслевых наук.

Основной смысл контактов теории права и государства с другими наука¬ми состоит в том, что она использует их теоретический продукт в качестве средства решения своих проблем, в целях разработки своего предмета, то есть в методологических целях. В первую очередь, это касается философии, соци¬ологии, логики, а также математики, кибернетики, информационной теории и ряда других наук. Все они нашли место в методологическом арсенале тео¬рии права и государства.

Наиболее тесные контакты у теории права и государства с теми науками, с которыми ее связывает единство объектов (права и государства) и, соответ¬ственно, соседство и тесная связь предметов. В первую очередь, речь идет об истории права и государства и политической науке (политологии).

Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объ¬ектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с пра¬вом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исто¬рических фактов. Вместе с тем именно историческая наука дает теории пра-ва и государства материал для обобщений.

Теория права и государства и политическая наука (политология) контак¬тируют по поводу, прежде всего, государства. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутрен¬ней стороны (сущность, строение, механизм и т. п.), а политология рассмат¬ривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политичес¬кой науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для теории права вопросы политической власти.

Серьезное значение для теории права и государства имеют ее связи с эко¬номической теорией. Без анализа экономической структуры общества, мате¬риальных факторов понять природу права и государства невозможно. В этом марксистская теория, безусловно, права.

Интересный материал дают теории права и государства археология и эт¬нография.

Иногда авторы, анализируя связи теории права и государства с философи¬ей, говорят, в частности, о «философии права». Думается, что такая формули¬ровка некорректна с точки зрения предмета философии. Во всяком случае, она весьма неудачна. Ведь из нее можно сделать вывод, что у права сущест¬вует какая-то своя, отдельная философия. А философия как наука едина и един ее предмет: им является только то, что присуще всем объектам, явлени¬ям, предметам, процессам окружающего нас мира, то есть предметом фило¬софии является всеобщее. Поэтому следует говорить не о «философии права» или о «философии государства», а о тех сторонах этих явлений, которые по признаку их всеобщности входят в предмет философии. Эти стороны находят свое отражение в таких философских категориях, как «сущность и явление», «форма и содержание», «причина и следствие» и т. п.