36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридичес¬ких правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Толкование - это деятельность по установлению содержания норма¬тивно-правовых предписаний для их практической реализации.
Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объектив¬ное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта. Объекта¬ми толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь требует¬ся как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.
Стратегическая задача толкования - эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности, то есть в конечном счете оно слу¬жит практическому осуществлению правовых норм. Особое значение толко¬вание нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для дея¬тельности государственных органов по изданию и систематизации норматив¬но-правовых актов.
В любом случае процесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые.
Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы, называется уяснением. Уяснение - это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъ¬яснение. Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативно-правового акта.
Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена ря¬дом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью спе¬циальных приемов - способов толкования (уяснения).
Основными способами толкования-уяснения являются следующие:
1) грамматический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры пред¬ложений и т. д.;
2) логический - совокупность специальных приемов, основанных на не¬посредственном использовании законов и правил формальной логики;
3) специально-юридический - совокупность специальных приемов, осно¬ванных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридиче¬ских конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юри¬дической техники и др.);
4) систематический - совокупность специальных приемов, обусловлен¬ных системностью права и законодательства и направленных на анализ свя¬зей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;
5) историко-политический - совокупность специальных приемов, на¬правленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факто¬ров, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.
Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-право¬вого акта, требует разнообразных знаний. Как заметил австралийский юрист М. Дэвис, «правовой текст значит больше для того, кто больше знает».
37. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:
а) о видах результатов уяснения;
б) о видах разъяснения.
Результат толкования-уяснения по своему объему может быть букваль¬ным, ограничительным и распространительным (расширительным). Как правило, результат толкования должен быть буквальным (адекватным), ког¬да действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и букваль¬ный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей со¬вокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.
Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы yже ее текстового оформления, то есть конечный резуль¬тат уяснения по объему уже грамматического толкования.
Распространительное толкование — когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.
Толкование-разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, да¬ющего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным.
Официальное толкование:
а) дается уполномоченным на то органом;
б) формулируется в специальном акте;
в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуе¬мой нормы.
Официальное разъяснение может быть нормативным и казуальным.
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным слу¬чаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятель¬ного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответству¬ющему изменению официального нормативного разъяснения.
Если официальное нормативное толкование-разъяснение дается тем орга¬ном, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (ос¬нованного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подоб¬ные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами.
Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официальные разъ¬яснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической пе¬чати, в различных комментариях). Оно подразделяется на обыденное (давае¬мое гражданами в быту, в повседневной жизни), профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвокатами, юрисконсультами и т.д.), доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 6) Проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространст¬ве и по кругу лиц («высшая» критика);
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 44. Право и принуждение
- 6) За нарушение норм права различных отраслей может применяться от¬ветственность одного и того же вида;
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 20 Декабря 1993 г. В оон учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем оон и является его заместителем.
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 65. Государство и бюрократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 2 Апреля 1996 г. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ссг). Учреждены специальные органы ссг:
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1