logo
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали опреде¬ленные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено су¬ровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родо¬вая община), который представлял собой объединение людей на основе кров¬ного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей приро¬де естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе харак¬терны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исто¬рически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, рели¬гиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», кото¬рое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего ха¬рактера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде¬ятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных де¬лах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение семьи, частной собст¬венности и государства», 1884). Член рода просто не отделял себя и свои ин¬тересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть не¬пререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными си¬лами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и пле¬мени», что практически было равносильно смерти). Применялись также теле¬сные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-историчес¬кого развития общества, в результате процессов, происходящих в обществен¬ном организме. При этом существуют различные теоретические версии про¬исхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового гос-подства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются полити¬ческие причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие не¬олитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от при¬сваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулиро¬вания производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления об¬щего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в яс¬ных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назна¬чаемых ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на по¬ведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.