4.Правовое положение безработных граждан.
Приоритетной группой населения, на обеспечение занятости которой в первую очередь направлена деятельность органов федеральной государственной службы занятости, являются безработные граждане. Условия и порядок приобретения гражданином статуса безработного определяются Законом о занятости. Условия и порядок Согласно Закону о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Вместе с тем гражданин, обратившийся в орган службы занятости в целях трудоустройства, приобретает статус безработного не сразу, а только при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации. Исходя из этого, можно назвать условия признания гражданина безработным.
Гражданин признается безработным, если он:
- трудоспособен. Трудоспособными признаются граждане в возрасте от 16 до 55 (женщины) и 60 лет (мужчины), если они не признаны в установленном порядке инвалидами I или П группы (III или II степени ограничения способности к трудовой деятельности, согласно новому пенсионному законодательству);
- не имеет работы и заработка (дохода);
- зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;
- ищет работу и готов приступить к ней;
- не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;
- представил в орган службы занятости все необходимые документы - паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.
При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов. Однако статус безработного приобретается как бы с «обратной силой» - не в день принятия решения о признании гражданина безработным, а в день предъявления им указанных документов.
Определяя порядок и условия признания граждан безработными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными.
Это граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- пенсионеры по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Вместе с тем гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;
- не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Права и обязанности безработных граждан.
Правовое положение безработных граждан определяется принадлежащими им правами и обязанностями. Однако главные особенности этого статуса проявляются в государственных гарантиях социальной поддержки безработных. Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие
по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
Помимо государственных гарантий социальной поддержки правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным, имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
Вопросы и задания:
1. Каковы негативные последствия принципа полной занятости населения?
2. Какие группы населения считаются занятыми?
3. Какими правами обладают граждане в сфере занятости?
4. Кто занимается проблемой занятости населения?
5. Чем отличается кадровое агентство от рекрутингового?
6. В каких случаях гражданин считается безработным?
7. Какие группы населения не могут быть признанными безработными по ТК РФ?
7. Каковы права и обязанности безработного?
- Радел 3 Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
- Тема 3.1 Трудовое право как отрасль права.
- 1. Из истории создания трудового права.
- 2. Предмет трудового права.
- 3. Цель и задачи трудового права.
- 4. Принципы регулирования трудовых отношений.
- 5. Источники трудового права.
- Тема 3.2 Правовое регулирование занятости населения.
- 2. Понятие и формы занятости.
- 3. Права граждан и гарантии государства в области занятости.
- 4.Правовое положение безработных граждан.
- Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.
- 2. Стороны трудовых отношений в образовательном учреждении.
- Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Общие требования
- Требования квалификационных категорий
- Должностные обязанности социального педагога приюта.
- 3.Особенности правового статуса молодых специалистов.
- Тема 3.4. Трудовой договор учителя.
- Образец трудового договора.
- 1. Предмет трудового договора (ст. 56-90 тк рф)
- 2. Обязанности сторон
- 2.3. «Работодатель» обязуется (ст. 22 тк рф):
- 3. Режим труда и отдыха (ст. 91-128, ст. 333-335, ст. 350 тк рф)
- 4. Права сторон (ст. 21-22 тк рф)
- 5. Ответственность сторон
- 6. Особые условия
- 7. Адреса и реквизиты сторон
- 8. Подписи сторон
- 2. Виды трудового договора.
- 3. Специфические условия трудового договора учителя.
- 4. Изменение трудового договора учителя.
- 5. Увольнение педагога по трудовому законодательству.
- Тема 3.5. Особенности проведения аттестации педагогических работников.
- 2. Цель аттестации и её принципы.
- 3. Права аттестуемого педагога.
- 4. Процедура прохождения аттестации.