4. Процедура прохождения аттестации.
1) Основанием для проведения аттестации педагогических работников является заявление работника. Представление иных документов не требуется.
Заявление подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня.
2) Аттестация работников осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля.
Сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее, чем за две недели до аттестации.
3) Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала её прохождения до принятия решения аттестационной комиссией.
4) Аттестуемый вправе выбрать конкретную форму и процедуру аттестации из числа вариативных форм и процедур.
5) Аттестационная комиссия выносит решение:
Решение о присвоенной квалификационной категории по результатам аттестации может быть представлено в следующих формах:
соответствует заявленной квалификационной категории;
не соответствует заявленной квалификационной категории;
соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»;
не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель».
Решение аттестационной комиссии отражается в протоколе, аттестационном листе аттестуемого, в приказе по образовательному учреждению, а также в трудовой книжке работника, прошедшего аттестацию.
6) В трудовую книжку учителя по результатам аттестации вносится запись о присвоении второй (первой, высшей) квалификационной категории по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета).
Если учитель проходил аттестацию еще и как руководитель образовательного учреждения, то в трудовую книжку в разделе «Сведения о работе» вносится вторая запись о присвоении квалификационной категории по должности руководителя. Например, «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «директор» (начальник и т.д.)
7) Следует обратить внимание и на то, что важным процедурным моментом аттестации педагогических и руководящих работников системы образования является издание приказа о присвоении работнику квалификационной категории. Руководитель образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок должен издать приказ о присвоении учителю квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается в день принятия решения аттестационной комиссией. С этого же дня начинает производиться оплата труда работнику с учетом его квалификационной категории.
В практике проведения аттестации педагогических работников нередко возникают спорные вопросы.
Например, у учителя заканчивается срок квалификационной категории, а он не желает проходить аттестацию. Как исчислять его заработную плату в этом случае? Обязательно ли проходить аттестацию?
В данном случае следует руководствоваться Письмом Минобразования и профсоюза работников образования и науки от 15.08.2000 № 297/19-10/117. Проходить аттестацию — это право учителя, а не обязанность. Педагогическому работнику, не изъявившему желание проходить аттестацию, в том числе по истечении срока действия квалификационной категории, разряды оплаты труда устанавливаются с учетом стожа его педагогической работы и образования.
Другой пример. Учителем в школе по совместительству работает преподаватель вуза. Обязан ли он проходить аттестацию? И как будет определяться разряд оплаты труда в этом случае?
«Положением об аттестации» (п. 2.6.) работникам, выполняющим педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по совместительству, предоставляется право прохождения аттестации. Преподаватель вуза в этой ситуации сам определяет, нужно ли ему это.
Однако надо помнить, что в соответствии с Письмом Минобразования России от 14.12.2000 № 22-06-1375/175 разряды оплаты труда, которые имеют преподаватели вузов, не сохраняются в учреждениях общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Оплата труда в этих учреждениях устанавливается в соответствии с разрядами ЕТС, предусмотренными тарифно-квалификационными характеристиками (ТКХ) в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, чтобы доценту вуза, в котором он получает зарплату по 15 разряду, в общеобразовательном учреждении оплата труда была тарифицирована по разрядам ЕТС, соответствующим наличию квалификационных категорий (12-й, 13-й, 14-й разряды ЕТС), педагогу необходимо подтвердить имеющуюся квалификационную категорию, то есть подать необходимое заявление и пройти аттестацию. При условии наличия у педагога ученой степени, почетного звания, государственных и ведомственных наград аттестация может проходить в особой, облегченной форме. По рекомендации Минобразования России вариативные формы и процедуры аттестации таких работников разрабатываются федеральными ведомственными органами управления образованием и органами управления образованием субъектов РФ.
Заслуживает внимания также процедура аттестации учителей негосударственных и ведомственных образовательных учреждений. Эти педагогические работники могут пройти аттестацию в порядке, предусмотренном «Положением об аттестации», на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и негосударственным (либо ведомственным) образовательным учреждением либо самим работником.
Нередко в практике функционирования образовательных учреждений возникает ситуация, когда учитель ведет одновременно два предмета. Например, педагогический работник работает учителем физики и математики. Должен ли он проходить аттестацию по обоим предметам? Поскольку прохождение аттестации — это право самого преподавателя, то он и должен в своем заявлении сам определить, по какому из преподаваемых им предметов он желает пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. Оплата труда учителя по каждому из преподаваемых им предметов должна производиться по разряду, соответствующему полученной им при аттестации квалификационной категории.
Итак, комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма, а также продуктивности деятельности педагогических работников, то есть аттестация, является реальным механизмом, побуждающим работников образования - как рядовых, так и руководящих: повышать уровень своей профессиональной компетентности; своеобразным индикатором их профессионализма может служить в этом случае оплата их труда. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие «Положения об аттестации» (до 1 сентября 2000 г.), сохраняются в течение срока, на который они присвоены.
Вопросы и задания:
1. Какие документы являются нормативной основой проведения аттестации?
2. Что является основой для проведения аттестации педагога?
3. Кто проводит аттестацию?
4. Какие права есть у аттестуемого педагога?
5. Какова процедура аттестации?
6. В каких случаях аттестация может быть перенесена?
7. Можно ли отказаться от прохождения аттестации?
- Радел 3 Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
- Тема 3.1 Трудовое право как отрасль права.
- 1. Из истории создания трудового права.
- 2. Предмет трудового права.
- 3. Цель и задачи трудового права.
- 4. Принципы регулирования трудовых отношений.
- 5. Источники трудового права.
- Тема 3.2 Правовое регулирование занятости населения.
- 2. Понятие и формы занятости.
- 3. Права граждан и гарантии государства в области занятости.
- 4.Правовое положение безработных граждан.
- Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.
- 2. Стороны трудовых отношений в образовательном учреждении.
- Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Общие требования
- Требования квалификационных категорий
- Должностные обязанности социального педагога приюта.
- 3.Особенности правового статуса молодых специалистов.
- Тема 3.4. Трудовой договор учителя.
- Образец трудового договора.
- 1. Предмет трудового договора (ст. 56-90 тк рф)
- 2. Обязанности сторон
- 2.3. «Работодатель» обязуется (ст. 22 тк рф):
- 3. Режим труда и отдыха (ст. 91-128, ст. 333-335, ст. 350 тк рф)
- 4. Права сторон (ст. 21-22 тк рф)
- 5. Ответственность сторон
- 6. Особые условия
- 7. Адреса и реквизиты сторон
- 8. Подписи сторон
- 2. Виды трудового договора.
- 3. Специфические условия трудового договора учителя.
- 4. Изменение трудового договора учителя.
- 5. Увольнение педагога по трудовому законодательству.
- Тема 3.5. Особенности проведения аттестации педагогических работников.
- 2. Цель аттестации и её принципы.
- 3. Права аттестуемого педагога.
- 4. Процедура прохождения аттестации.