logo
POPD_razdel_3_1

4. Процедура прохождения аттестации.

1) Основанием для проведения аттестации педагогических работников является заявление работника. Представление иных документов не требуется.

Заявление подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня.

2) Аттестация работников осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля.

Сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее, чем за две недели до аттестации.

3) Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала её прохождения до принятия решения аттестационной комиссией.

4) Аттестуемый вправе выбрать конкретную форму и процедуру аттестации из числа вариативных форм и процедур.

5) Аттестационная комиссия выносит решение:

Решение о присвоенной квалификационной категории по результатам аттестации может быть представлено в следую­щих формах:

соответствует заявленной квалификационной категории;

не соответствует заявленной квалификационной кате­гории;

соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»;

не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель».

Решение аттестационной комиссии отражается в прото­коле, аттестационном листе аттестуемого, в приказе по обра­зовательному учреждению, а также в трудовой книжке ра­ботника, прошедшего аттестацию.

6) В трудовую книжку учи­теля по результатам аттестации вносится запись о присвоении второй (первой, высшей) квалификационной категории по должности «учитель» (без указания преподава­емого предмета).

Если учитель проходил аттестацию еще и как руководи­тель образовательного учреждения, то в трудовую книжку в разделе «Сведения о работе» вносится вторая запись о при­своении квалификационной категории по должности руководителя. Например, «Присвоена первая (высшая) квалифи­кационная категория по должности «директор» (начальник и т.д.)

7) Следует обратить внимание и на то, что важным проце­дурным моментом аттестации педагогических и руководя­щих работников системы образования является издание приказа о присвоении работнику квалификационной категории. Руководитель образовательного учреждения на осно­вании решения аттестационной комиссии в месячный срок должен издать приказ о присвоении учителю квалификаци­онной категории. Квалификационная категория присваивает­ся в день принятия решения аттестационной комиссией. С этого же дня начинает производиться оплата труда работ­нику с учетом его квалификационной категории.

В практике проведения аттестации педагогических работ­ников нередко возникают спорные вопросы.

Например, у учителя заканчивается срок квалификацион­ной категории, а он не желает проходить аттестацию. Как исчислять его заработную плату в этом случае? Обязательно ли проходить аттестацию?

В данном случае следует руководствоваться Письмом Ми­нобразования и профсоюза работников образования и науки от 15.08.2000 № 297/19-10/117. Проходить аттестацию — это право учителя, а не обязанность. Педагогическому работнику, не изъявившему желание проходить аттестацию, в том числе по истечении срока действия квалификационной категории, разряды оплаты труда устанавливаются с учетом стожа его педагогической работы и образования.

Другой пример. Учителем в школе по совместительству ра­ботает преподаватель вуза. Обязан ли он проходить аттеста­цию? И как будет определяться разряд оплаты труда в этом случае?

«Положением об аттестации» (п. 2.6.) работникам, выпол­няющим педагогическую работу в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях по совместительст­ву, предоставляется право прохождения аттестации. Препода­ватель вуза в этой ситуации сам определяет, нужно ли ему это.

Однако надо помнить, что в соответствии с Письмом Минобразования России от 14.12.2000 № 22-06-1375/175 разряды оплаты труда, которые имеют преподаватели вузов, не сохраняются в учреждениях общего, начального профес­сионального и среднего профессионального образования. Оплата труда в этих учреждениях устанавливается в соответ­ствии с разрядами ЕТС, предусмотренными тарифно-квали­фикационными характеристиками (ТКХ) в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, чтобы доценту вуза, в котором он полу­чает зарплату по 15 разряду, в общеобразовательном учреж­дении оплата труда была тарифицирована по разрядам ЕТС, соответствующим наличию квалификационных кате­горий (12-й, 13-й, 14-й разряды ЕТС), педагогу необходимо подтвердить имеющуюся квалификационную категорию, то есть подать необходимое заявление и пройти аттеста­цию. При условии наличия у педагога ученой степени, по­четного звания, государственных и ведомственных наград аттестация может проходить в особой, облегченной форме. По рекомендации Минобразования России вариативные формы и процедуры аттестации таких работников разраба­тываются федеральными ведомственными органами управ­ления образованием и органами управления образованием субъектов РФ.

Заслуживает внимания также процедура аттестации учите­лей негосударственных и ведомственных образовательных учреждений. Эти педагогические работники могут пройти аттестацию в порядке, предусмотренном «Положением об аттестации», на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттес­тационная комиссия, и негосударственным (либо ведом­ственным) образовательным учреждением либо самим ра­ботником.

Нередко в практике функционирования образовательных учреждений возникает ситуация, когда учитель ведет одно­временно два предмета. Например, педагогический работник работает учителем физики и математики. Должен ли он про­ходить аттестацию по обоим предметам? Поскольку прохож­дение аттестации — это право самого преподавателя, то он и должен в своем заявлении сам определить, по какому из пре­подаваемых им предметов он желает пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории. Оплата труда учителя по каждому из преподаваемых им предметов должна производиться по разряду, соответствующему полученной им при аттестации квалификационной категории.

Итак, комплексная оценка уровня квалификации, педаго­гического профессионализма, а также продуктивности дея­тельности педагогических работников, то есть аттестация, является реальным механизмом, побуждающим работников образования - как рядовых, так и руководящих: повышать уровень своей профессиональной компетентности; своеоб­разным индикатором их профессионализма может служить в этом случае оплата их труда. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреж­дений до введения в действие «Положения об аттестации» (до 1 сентября 2000 г.), сохраняются в течение срока, на ко­торый они присвоены.

Вопросы и задания:

1. Какие документы являются нормативной основой проведения аттестации?

2. Что является основой для проведения аттестации педагога?

3. Кто проводит аттестацию?

4. Какие права есть у аттестуемого педагога?

5. Какова процедура аттестации?

6. В каких случаях аттестация может быть перенесена?

7. Можно ли отказаться от прохождения аттестации?

53