3. Специфические условия трудового договора учителя.
Однако трудовой договор учителя предполагает также наличие некоторых специфических условий, которые также обязательно должны быть прописаны в договоре. Они обусловлены ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и ст. 333 ТК РФ, которые устанавливают педагогическим работникам 36 - часовую рабочую неделю. Общее количество часов оплачиваемой педагогической деятельности за определенный срок представляет собой учебную нагрузку педагога. Объем этой учебной нагрузки (ее верхний и нижний предел) предпочтительно оговаривать при заключении договора. Учебная нагрузка является существенным условием трудового договора учителя, поэтому любые изменения как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения допускаются с письменного согласия учителя.
В случае, если объем учебной нагрузки в договоре не оговорен, считается, что трудовой договор заключен исходя из количества часов педагогической работы, соответствующих ставке занимаемой должности. Учебная нагрузка учителю устанавливается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом образовательного учреждения, как правило, один раз в год раздельно по полугодиям.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 55.6) устанавливает, что учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), должна ограничиваться верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, Однако согласно Письму в российских государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях
предел объема учебной нагрузки учителям не определен. Объем учебной нагрузки определяется исходя из количества часов по учебному плану и учебных программ, обеспеченности кадрами и других особенностей
учреждения. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки должен быть, как правило, стабильным в течение всего учебного года.
Нередко болезненным для учителя оказывается изменение учебной нагрузки в течение учебного года: в случае сокращения часов по учебным планам и
программам, сокращения количества классов (групп), в случае, когда работа в данной должности не является для педагога основной.
Об изменении объема учебной нагрузки администрация обязана предупредить учителя не позднее, чем за два месяца до наступления момента ее изменения. Учителю, нагрузка которого уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной при тарификации, до конца учебного года в соответствии с п. 9.9 Приказа Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. № 94 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 8 июня 1990 г. № 400» и п. 2.7 Письма Минобразования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5/7 «Об утверждении рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» выплачивается заработная плата не ниже установленной ранее. Если оставшаяся нагрузка стала выше установленной нормы, то оплачивается заработная плата за фактически оставшееся число часов. Если оставшаяся нагрузка стала ниже установленной нормы и кет возможности догрузить учителя другой педагогической работой, то выплачивается заработная плата в размере ставки по тарификации. Если оставшаяся нагрузка стала ниже той, что установлена ниже нормы часов за ставку, и учителя невозможно догрузить педагогической работой, то выплачивается установленная при тарификации заработная плата.
Однако для того, чтобы застраховать себя от возможных колебаний учебной нагрузки не в свою пользу, учителю следует оговорить этот вопрос при заключении трудового договора. Трудовой договор, заключенный в соответствии с законодательством, выступает гарантом реализации права учителя на труд, а также регулирует трудовые отношения учителя с образовательным учреждением при осуществлении педагогической деятельности. Имея на руках второй экземпляр трудового договора, учитель может предъявить его своему работодателю в случае возникновения конфликтной ситуации.
- Радел 3 Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
- Тема 3.1 Трудовое право как отрасль права.
- 1. Из истории создания трудового права.
- 2. Предмет трудового права.
- 3. Цель и задачи трудового права.
- 4. Принципы регулирования трудовых отношений.
- 5. Источники трудового права.
- Тема 3.2 Правовое регулирование занятости населения.
- 2. Понятие и формы занятости.
- 3. Права граждан и гарантии государства в области занятости.
- 4.Правовое положение безработных граждан.
- Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.
- 2. Стороны трудовых отношений в образовательном учреждении.
- Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Общие требования
- Требования квалификационных категорий
- Должностные обязанности социального педагога приюта.
- 3.Особенности правового статуса молодых специалистов.
- Тема 3.4. Трудовой договор учителя.
- Образец трудового договора.
- 1. Предмет трудового договора (ст. 56-90 тк рф)
- 2. Обязанности сторон
- 2.3. «Работодатель» обязуется (ст. 22 тк рф):
- 3. Режим труда и отдыха (ст. 91-128, ст. 333-335, ст. 350 тк рф)
- 4. Права сторон (ст. 21-22 тк рф)
- 5. Ответственность сторон
- 6. Особые условия
- 7. Адреса и реквизиты сторон
- 8. Подписи сторон
- 2. Виды трудового договора.
- 3. Специфические условия трудового договора учителя.
- 4. Изменение трудового договора учителя.
- 5. Увольнение педагога по трудовому законодательству.
- Тема 3.5. Особенности проведения аттестации педагогических работников.
- 2. Цель аттестации и её принципы.
- 3. Права аттестуемого педагога.
- 4. Процедура прохождения аттестации.