logo
POPD_razdel_3_1

4.Правовое положение безработных граждан.

Приоритетной группой населения, на обеспечение занятос­ти которой в первую очередь направлена деятельность органов федеральной государственной службы занятости, являются без­работные граждане. Условия и порядок приобретения граждани­ном статуса безработного определяются Законом о занятости. Условия и порядок Согласно Закону о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, ко­торые не имеют работы и заработка, зареги­стрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут ра­боту и готовы приступить к ней.

Вместе с тем гражданин, обратив­шийся в орган службы занятости в целях трудоустройства, приоб­ретает статус безработного не сразу, а только при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации. Исходя из этого, можно назвать условия призна­ния гражданина безработным.

Гражданин признается безработ­ным, если он:

- трудоспособен. Трудоспособными признаются граждане в возрасте от 16 до 55 (женщины) и 60 лет (мужчины), если они не признаны в установленном порядке инвалидами I или П группы (III или II степени ограничения способности к трудо­вой деятельности, согласно новому пенсионному законода­тельству);

- не имеет работы и заработка (дохода);

- зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;

- ищет работу и готов приступить к ней;

- не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;

- представил в орган службы занятости все необходимые до­кументы - паспорт, трудовую книжку или документы, их за­меняющие, документы, удостоверяющие его профессио­нальную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имею­щих профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятос­ти не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов. Однако статус безработного при­обретается как бы с «обратной силой» - не в день принятия реше­ния о признании гражданина безработным, а в день предъявления им указанных документов.

Определяя порядок и условия признания граждан безработ­ными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными.

Это граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- пенсионеры по старости (по возрасту), за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор­ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы вре­менного характера, а впервые ищущие работу (ранее не ра­ботавшие), не имеющие профессии (специальности);

в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Вместе с тем гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходя­щей работы;

- не явившиеся в срок, установленный органами службы заня­тости для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред­ставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Права и обязанности безработных граждан.

Правовое положение безработных граждан определяется принадлежащими им правами и обязанностями. Однако главные особенно­сти этого статуса проявляются в государственных гарантиях со­циальной поддержки безработных. Государство гарантирует без­работным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных рабо­тах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие

по безработице, стипендию, принимает участие в общест­венных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по бере­менности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к меро­приятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнени­ем государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значе­ние для установления права на трудовые пенсии.

Помимо государственных гарантий социальной поддержки правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным, имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.

Вопросы и задания:

1. Каковы негативные последствия принципа полной занятости населения?

2. Какие группы населения считаются занятыми?

3. Какими правами обладают граждане в сфере занятости?

4. Кто занимается проблемой занятости населения?

5. Чем отличается кадровое агентство от рекрутингового?

6. В каких случаях гражданин считается безработным?

7. Какие группы населения не могут быть признанными безработными по ТК РФ?

7. Каковы права и обязанности безработного?