5. Источники трудового права.
От системы трудового права необходимо отличать систему источников трудового права. Если первая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих социально-трудовые отношения, то вторую составляет совокупность нормативно-правовых актов, в которых указанные нормы закреплены.
Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня - от Конституции РФ, имеющей наивысшую юридическую силу и распространяющей свое действие на всю территорию России, до так называемых локальных актов, действующих в пределах одной организации.
1. Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации. Ее по праву называют основным законом нашей страны. Именно в Конституции РФ закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации. Какие же это права и свободы?
Статья 7 Конституции провозглашает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Это общее положение конкретизируется в ст. 37 Конституции, декларирующей следующие основные трудовые права и свободы граждан:
- свобода труда и его добровольность, запрет принудительного труда;
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- право на защиту от безработицы;
- право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
- право каждого на отдых;
- право работающих по трудовым договорам на установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Значение закрепления этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации трудно переоценить: как бы ни изменялось текущее трудовое законодательство, основные трудовые права и свободы человека и гражданина остаются неизменными и непосредственно действующими на всей территории России, и никакие законы не могут их ограничить или отменить.
2. Другим важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции). Следует иметь в виду, что Россия, вступая в международные договоры с другими странами и ратифицируя конвенции в сфере регулирования трудовых отношений, юридически считается обязанной соблюдать содержащиеся в них международные правовые нормы. Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет перед нормами российского законодательства (за исключением норм, содержащихся в самой Конституции).
В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) - специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН), образованного в 1919 г. (место нахождения - Женева). Хотя Россия ратифицировала не все конвенции, заключенные под эгидой МОТ, однако по мере возможности эти конвенции и просто рекомендации МОТ учитываются в правотворческой деятельности государственных органов РФ.
3. Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Хотя первые имеют большую юридическую силу по сравнению с «обычными» федеральными законами, последние в сфере регулирования трудовых отношений фактически играют неизмеримо более важную роль.
Среди федеральных законов как источников трудового права на первое место следует поставить Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ содержит наиболее важные (отправные) категории трудового права, служащие своеобразным ориентиром для иных, обладающих меньшей юридической силой источников, и одновременно выступает важнейшим непосредственным регулятором трудовых отношений. К числу отправных категорий трудового права, закрепленных ТК РФ, относятся, в частности, цели и задачи трудового законодательства, его принципы, основные понятия, правила действия норм трудового права во времени и пространстве, трудовой договор, заработная плата, рабочее время и время отдыха и многие другие. Трудовой кодекс РФ состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей, содержание которых позволяет сделать вывод, что он является центральным и связующим звеном всей системы нормативных актов о труде, действующих на
территории России. Трудовой кодекс РФ аккумулирует в себе подавляющее большинство норм трудового права и как кодифицированный источник занимает совершенно особое место в иерархии федеральных законов, регулирующих трудовые отношения.
Несмотря на то, что ТК РФ не является конституционным законом, среди иных федеральных законов он занимает главенствующее положение. Это связано с действием принципа верховенства Трудового кодекса РФ, закрепленного в ст. 5 ТК РФ. Согласно этому принципу Трудовой кодекс является основополагающим нормативным актом в сфере трудового права и все иные федеральные законы, а также другие нормативные правовые акты (кроме, разумеется, Конституции, международных договоров и федеральных конституционных законов) должны ему соответствовать. В случае их противоречия Трудовому кодексу применению подлежит последний. Всякий вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, отличающиеся от тех, что предусмотрены в ТК РФ, может применяться лишь после того, как в Трудовой кодекс будут внесены соответствующие изменения и дополнения. Все это придает системе трудового права
относительную стабильность и устойчивость, а Трудовой кодекс, как главное звено этой системы, играет для сферы трудовых отношений роль своеобразной «конституции».
Однако закрепить в одном кодексе все нормы трудового права невозможно. Нельзя одним актом, даже кодифицированным, урегулировать абсолютно все трудовые отношения. Поэтому важное значение для трудового права имеют иные федеральные законы, среди которых можно назвать такие, как, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»1; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»2; Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»3; Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда»4 и др. В части, не противоречащей ТК РФ и другим федеральным законам, на территории России продолжают действовать некоторые законы бывшего СССР, например Закон СССР от 11 марта 1991 г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров».
4. Помимо законов важную роль в сфере трудовых отношений играют подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»6, от 11 марта 1999 г. «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве»7 и др.
Среди актов федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актов) немаловажное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Специфика этих актов состоит в том, что Министерство труда, являясь органом исполнительной власти, как и любое другое министерство, наделено полномочием принимать правовые нормы, обязательные для применения в организациях, подчиненных другим министерствам и ведомствам, а также в частных организациях, которые вообще не имеют подчиненности. Таким образом, государство проводит в жизнь по возможности единообразную политику в области организации, применения и охраны труда.
Наибольшее число актов Министерства труда и социального развития РФ касается вопросов нормирования и оплаты труда работников государственного сектора в различных отраслях хозяйства, утверждения квалификационных характеристик работников, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах. Примером может служить
разъяснение «Об отпусках работающим по совместительству», утвержденное Постановлением Министерства труда РФ от 25 ноября 1993 г.
5. Одной из важных особенностей системы источников трудового права России является то, что трудовое законодательство в соответствии с Конституцией РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что нормы трудового права могут содержаться (и содержатся) не только в федеральных законах и иных актах федерального уровня, но также и в конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Вопросу разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в принятии норм трудового права посвящена ст. 6 ТК РФ. Разумеется, нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить законодательству и подзаконным актам федерального уровня.
6. Наряду с субъектами РФ согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового права в пределах своей компетенции могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Они компетентны принимать решения по вопросам трудоустройства, организации общественных работ, режима работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и т. д.
В отличие от актов федерального уровня, которые действуют на территории всей России, если в них самих не установлено иное, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления могут применяться только на соответствующей территории.
7. В настоящее время получили распространение заключаемые на различном уровне акты-соглашения между работниками (в лице их представителей) и работодателями. Различают соглашения двухсторонние, заключаемые между работниками и организациями работодателей и трехсторонние, в которых принимают участие, кроме того, органы государственного управления. В зависимости от уровня, на котором заключаются соглашения, они могут быть генеральными, региональными, межотраслевыми тарифными, отраслевыми тарифными, профессиональными тарифными и др. Порядок заключения соглашений между представителями интересов работников и представителями интересов работодателей определен уже упоминавшимся Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».
8. Специфическим источником трудового права являются локальные нормативные акты, т. е. акты, действующие в пределах только той организации, в которой они были приняты. В настоящее время, в связи с уменьшением роли централизованного регулирования трудовых отношений, значение и объем локального регулирования все более увеличиваются. На локальном уровне принимаются различные нормативно-правовые акты, важнейшим из которых является коллективный договор между работодателем и работниками.
Локальные нормативные правовые акты как источники трудового права имеют свою специфику, ибо действуют в пределах одной конкретной организации, являются, как правило, срочными, отражают особенности производства и труда в данной организации. Разумеется, локальное нормотворчество не должно противоречить федеральному и иному законодательству, уменьшать установленный им уровень социально-трудовых гарантий. Локальные акты, принимаемые работодателем, не должны, кроме того, ухудшать положение работников по сравнению с основным локальным актом - коллективным договором и противоречить ему.
Такова система источников трудового права. Последовательность, в которой они рассмотрены, отражает их иерархию, т. е. соотношение по юридической силе. Согласно правилам этой иерархии нормы нижестоящего акта не могут противоречить положениям акта, имеющего большую юридическую силу, а если такое противоречие все же возникает, то применяться должен нормативный акт, занимающий в данной иерархии более высокое положение.
Вопросы и задания:
Определите причины возникновения трудового права.
Когда трудовое право было кодифицировано?
Что является предметом трудового права?
Какие группы населения не попадают под нормы трудового права?
Что является методом трудового права?
Перечислите элементы системы трудового права.
Прокомментируйте принципы трудового права.
На каких источниках базируется трудовое право?
- Радел 3 Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
- Тема 3.1 Трудовое право как отрасль права.
- 1. Из истории создания трудового права.
- 2. Предмет трудового права.
- 3. Цель и задачи трудового права.
- 4. Принципы регулирования трудовых отношений.
- 5. Источники трудового права.
- Тема 3.2 Правовое регулирование занятости населения.
- 2. Понятие и формы занятости.
- 3. Права граждан и гарантии государства в области занятости.
- 4.Правовое положение безработных граждан.
- Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.
- 2. Стороны трудовых отношений в образовательном учреждении.
- Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Общие требования
- Требования квалификационных категорий
- Должностные обязанности социального педагога приюта.
- 3.Особенности правового статуса молодых специалистов.
- Тема 3.4. Трудовой договор учителя.
- Образец трудового договора.
- 1. Предмет трудового договора (ст. 56-90 тк рф)
- 2. Обязанности сторон
- 2.3. «Работодатель» обязуется (ст. 22 тк рф):
- 3. Режим труда и отдыха (ст. 91-128, ст. 333-335, ст. 350 тк рф)
- 4. Права сторон (ст. 21-22 тк рф)
- 5. Ответственность сторон
- 6. Особые условия
- 7. Адреса и реквизиты сторон
- 8. Подписи сторон
- 2. Виды трудового договора.
- 3. Специфические условия трудового договора учителя.
- 4. Изменение трудового договора учителя.
- 5. Увольнение педагога по трудовому законодательству.
- Тема 3.5. Особенности проведения аттестации педагогических работников.
- 2. Цель аттестации и её принципы.
- 3. Права аттестуемого педагога.
- 4. Процедура прохождения аттестации.