logo search
Информ

19. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях

информатизации общества

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти

осуществляется по многим направлениям: во-первых, это правовое регулирование государством

проблем местного самоуправления; во-вторых, это наделение органов местного самоуправления

отдельными государственными полномочиями и контроль за их выполнением; в-третьих, это

взаимодействие в финансовой сфере и некоторые другие вопросы.

В то же время основными направлениями деятельности органов местного самоуправления и

органов государственной власти в области информатизации являются следующие:

- установление принципов отбора информации, необходимой для обеспечения деятельности

органа власти с учетом его места в системе власти;

- обеспечение моделирования блоков информации по функциям органа в целях

результативной подготовки решений органа в пределах его компетенции;

- систематизация всего комплекса информации, ведение делопроизводства, сдача дел в

архив, предоставление информации в специализированные фонды;

- формирование информации, которая предназначена для внешних организаций и граждан,

опубликование и доведение до сведения заинтересованных лиц;

- организация информационной системы в рамках ведения органа власти, обеспечение

постоянных инноваций коммуникативных информационных процессов в своей системе;

- обеспечение безопасности и использования информации, соблюдение правил передачи

другим органам государственной власти и органам местного самоуправления;

- подготовка и ведение банков информации официальной и массовой;

- организация ведения учета информационных ресурсов органа власти, установление

ответственности за его адекватность задачам и функциям органа, полноту, своевременность

представления, хранение и использование исключительно по назначению

Отсюда следует, что взаимодействие органов местного самоуправления и органов

государственной власти в условиях информатизации общества будет содержать весьма

специфические проблемы.

В настоящее время, например, за органами местного самоуправления в области почтовой

связи закрепляются следующие полномочия:

- оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории

муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривают предложения данных

организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения

отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;

- способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации,

автоматизации и информатизации, необходимыми для эффективного функционирования и

расширения сферы услуг, оказываемых гражданам и организациям;

- устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной

собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи;

- способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов,

оказывают содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в

труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;

- оказывают содействие организациям почтовой связи в обеспечении сохранности

доставляемых по почтовым маршрутам почтовых отправлений и денежных средств;

- при планировании комплексного и социального развития муниципального образования

рассматривают вопросы развития, финансирования и технического обеспечения объектов

почтовой связи;

- рассматривают предложения организаций почтовой связи о предоставлении им льготы по

уплате налогов, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты, и арендной платы за

пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также устанавливают

льготы по указанным налогам и арендной плате;

- оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на

территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями,

эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в

исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.

Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения

о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования.

Что касается возможностей участия муниципальных образований в международном

информационном обмене, то они участвуют в международном информационном обмене в

качестве субъектов права, представляющих интересы населения муниципальных образований по

вопросам, отнесенным к предметам ведения местного самоуправления.

Правом выступать от имени муниципальных образований по вопросам международного

информационного обмена обладают органы местного самоуправления в рамках их полномочий,

установленных нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальные информационные службы и средства массовой информации муниципальных

образований вправе самостоятельно участвовать в международном информационном обмене <*>.

Пожалуй, этот вопрос один из немногих, который имеет нормативное закрепление.

Информационное обеспечение деятельности органа власти включает в себя установление

порядка работы с документами, установление режима информации, структуризацию информации

в пределах функционального влияния органов государственного управления и органов местного

самоуправления. Эти вопросы, к сожалению, недостаточно полно урегулированы.

Существует также проблема фильтрации всего массива входящей информации, так как, с

одной стороны, этот ресурс обеспечивает связь органа власти с внешней средой, с другой

стороны, объем и содержание этой информации могут застопорить работу органов

государственного управления и органов местного самоуправления. Поэтому необходима

тщательная разработка положений и инструкций для работы структурных подразделений органов,

обеспечивающих обработку и подготовку к представлению руководству входящих документов.

Следующая проблема в этой сфере - это систематизация поступающей и исходящей

информации с учетом категорий информации ограниченного доступа. Необходимо выделять блоки

информации по категориям: открытая информация, отнесенная к государственной тайне,

отнесенная к персональным данным, отнесенная к коммерческой тайне субъектов, с которыми

орган власти взаимодействует, отнесенная к тайне частной жизни, профессиональной и т.д. Пока

эта информация находится в пределах функциональной деятельности органа, он обязан

обеспечивать надлежащий режим доступа к такого рода информации. Поэтому целесообразно

создать в структуре органа власти специальные банки данных по каждой категории информации и

урегулировать работу с такими банками данных специальными инструкциями

Кроме получения информации, необходимой для осуществления функций органов

государственного управления и органов местного самоуправления в целях обеспечения

постоянного взаимодействия со своими подразделениями, с другими органами власти,

предприятиями, учреждениями и гражданами, особое значение имеет и деятельность по

предоставлению органами государственного управления и органами местного самоуправления

информации другим пользователям. К такого рода деятельности относится не только

предоставление органами государственного управления и органами местного самоуправления

информации различным организациям, гражданам и средствам массовой информации, но и

предоставление информации органами государственного управления и органами местного

самоуправления друг другу. Что, в свою очередь, является одним из необходимых условий

осуществления взаимодействия органов власти на всех трех уровнях: федеральном,

региональном и местном. Необходимо урегулирование правил использования информации в

соответствии с ее правовым режимом, с одной стороны, и в соответствии с правилами открытости,

гласности, свободного доступа к информации - с другой.

Действующее законодательство РФ пока не имеет специального закона о служебной

информации, законов об информационном обеспечении деятельности органов государственного

управления и органов местного самоуправления, законов о тайне частной жизни, не урегулирован

вопрос о тайне персональных данных и т.д. Все это отрицательно сказывается на

информационной дисциплине и культуре в государственном и местном управлении. Частично эти

вопросы решаются в положениях о подразделениях, в регламентах отдельных органов, но при

этом весь объем нормативного регулирования этих вопросов не обеспечивается.

20. Электронное государство- это реализация интернет-решений и базовой инфраструктуры

для предоставления физическим и юридическим лицам информационных ресурсов и

информационных услуг государственными органами с целью обеспечить прозрачность работы

государственного сектора и обеспечить интерактивное участие среди первых лиц в принятии

решений.

Виды государств на разных этапах развития человеческого общества:

- контрольное государство - доиндустриальное общество;

- правовое государство - индустриальное общество;

- социальное государство - постиндустриальное общество;

- электронное государство - информационное общество.

Цель электронного государства - обеспечить интерактивное участие физических и

юридических лиц и прозрачную работу госсектора.

Реализация идей электронного государства осуществляется через создание

государственных web-сайтов, которые: а) реализуют право граждан на информацию, и за

информацию, размещенную на этом сайте, субъект несет полную ответственность; б) выполняют

коммуникативную функцию.

Возможности государственных web-сайтов:

1) подача заявлений, регистрация, подача таможенных деклараций;

2) ликвидация бумажного документного оборота и перестройка государственных архивов;

3) создание единого центра для контроля деятельности по сбору личной информации и их

автоматизированной обработке.

Цели создания электронного государства:

1) обеспечение межведомственного сотрудничества;

2) развитие распространения электронного государственного управления;

3) расширение участия граждан в государственном управлении;

4) повышение уровня информированности лиц, принимающих властные решения;

5) сокращение издержек и затрат на государственные структуры;

6) доступ к надежной государственной информации.

Система органов власти, реализующих полномочия в области создания и функционирования

электронного государства:

1) агентства по информации;

2) чиновник по информации;

3) совет высших должностных лиц по информации (межведомственный характер);

4) управление по вопросам электронного государства;

5) администратор управления (назначается президентом);

6) административное и бюджетное управление;

7) директор административного и бюджетного управления;

8) межведомственная комиссия по государственной информации.

Так, электронное правительство определяется следующим образом:

- организация государственного управления на основе электронных средств обработки,

передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех

ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным

служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о

работе государственных органов;

- информационные технологии в государственном управлении;

- автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются:

обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации,

сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации,

заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату

материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств

налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата,

увеличению открытости и прозрачности деятельности органов управления;

- использование в органах государственного управления новых технологий, в том числе и

интернет-технологий.

Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений

"электронного правительства" называют следующие.

1. Возможность "экономного государственного управления".

2. Экономия времени.

3. Возможность открытия государственными организациями своих систем управления

знаниями и учета коммерческих операций для доступа общественности.

5. Повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями

гражданам. Реализация правительственных услуг через Интернет позволит гражданам

воспользоваться ими не выходя из дома. Это повысит гибкость, скорость и доступность

правительственных услуг, а также, возможно, снизит их себестоимость.

6. Возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные

организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом.

7. Повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую

всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах.

8. Возможность разделения населения на тех, кто обладает навыками и инструментами для

использования новых технологий, и тех, у кого их нет.

По поручению Президента РФ в Правительстве РФ был подготовлен и утвержден Перечень

регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной

власти в российском сегменте сети Интернет. Перечень требует в обязательном порядке

размещать следующую информацию:

- официальное наименование федерального органа исполнительной власти и официальные

реквизиты (адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты);

- положение о федеральном органе исполнительной власти;

- организационная структура федерального органа исполнительной власти (руководство,

структура центрального аппарата, территориальные органы, подведомственные учреждения и

предприятия);

- нормативные акты, регламентирующие деятельность федерального органа

исполнительной власти;

- нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций,

принятые федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей

компетенцией;

- информация о положении дел в отрасли (сфере ведения);

- информация о федеральных целевых программах, в реализации которых участвует

федеральный орган исполнительной власти, в том числе информация об исполнении положений

программ;

- ежедневная информация пресс-службы (управлений по связям с общественностью) о

деятельности федерального органа исполнительной власти;

- реквизиты общественных приемных федерального органа исполнительной власти (адрес,

телефоны, порядок работы с гражданами и организациями).

Указанная выше информация должна предоставляться в полном объеме, за исключением

информации, отнесенной в соответствии с законодательством к информации с ограниченным

доступом.