11. Принципы информационного права
Принципы - это зафиксированные в правовых нормах основные начала, определяющие
сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер и позволяющие
ей говорить о целостности механизма правового регулирования.
Под принципами информационного права будем понимать основные исходные положения,
юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в
информационной сфере. Принципы информационного права позволяют формировать это право
как самостоятельную отрасль и в этой связи являются системообразующими.
Принципы информационного права базируются на:
- Конституции РФ;
- федеральных законах и других нормативных актах.
Принципы, базирующиеся на Конституции РФ, - общеправовые, а все остальные -
специальные.
Выделяют следующие общеправовые принципы.
1. Принцип приоритетности прав.
В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так
приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в
правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну
государства и тайну отдельно взятой личности.
2. Принцип законности.
3. Принцип ответственности (за нарушение прав и обязанностей).
Специальные принципы делят на две категории:
- принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в
информационном праве;
- принципы, которые формулируются на основе свойств информации.
Принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в
информационном праве:
1) принцип свободного производства, распределения, доступа к информации;
2) принцип запрещения производства и распространения информации вредной и опасной
для развития личности, общества и государства. Он реализуется через нормы безопасности
государства.
принципы, которые формулируются на основе свойств информации.
Принцип информационных отношений как отношений, образующих комплексную отрасль
информационного права, означает, что информационные отношения, возникающие исходя из
особенностей и юридических свойств информации и ее многофункциональности как основного
объекта информационного права, обладают на этом основании спецификой, отличающей их от
других общественных отношений, и составляют основу общественных отношений в
информационной сфере.
Принцип информационной собственности означает, что при передаче и распространении
информации как основного объекта информационного права объективно существуют особые
категории субъектов информационного права (создатели, обладатели и потребители информации)
и их поведение реализуется на основании информационных правомочий - права знать, обладать и
применять информацию.
Принцип неотчуждаемости информации от ее создателя, обладателя и потребителя
(невозможность лишить субъекта полученных знаний) означает, что механизм отчуждения
информации должен заменяться механизмом добровольного отказа от определенных
информационных правомочий через установление по договору прав, обязанностей и
ответственности по использованию этой информации после ее передачи указанными субъектами.
Принцип информационной вещи, основанный на двуединстве материального носителя и
информации, отображенной в нем, означает, что при обращении информационных вещей
объективно существуют особые категории собственников информационных вещей (собственники -
создатели информационных вещей, собственники - обладатели информационных вещей и
собственники - потребители информационных вещей), которые реализуют традиционные
правомочия собственников, однако при обязательном соблюдении ими информационных
правомочий.
Статья 3 Закона об информации устанавливает следующие принципы правового
регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты
информации:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации
любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных
федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных
систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем,
их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и
распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ
применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность
применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации
государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
- Виды информации
- 1. Информация с ограниченным доступом
- 2.Открытая информация (общедоступная)
- 5. Международный характер информационного права
- 7. Информационная норма: понятие, особенности, виды
- 8. Информационно-правовые отношения: понятие, виды,
- 9. Система информационного права
- 10. Виды источников информационного права
- 11. Принципы информационного права
- 12.Понятие и виды субъектов информационного права
- 13/15. Государственное управление в информационной сфере
- 16. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации
- 17. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны
- 18. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правовых режимов конфиденциальной информации
- 19. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях
- 21. Понятие правового режима информационных ресурсов
- 22. Понятие и виды охраноспособной информации
- 23. Режимы защиты информации
- 24. Служебная и профессиональная тайна
- 25. Тайна частной жизни
- Часть 9 ст. 9 Федерального закона об информации устанавливает, что персональные данные
- 26. Коммерческая и банковская тайна
- 27. Понятие и виды информационных технологий
- 28. Порядок создания информационных технологий
- 29. Применение информационных технологий государственными
- 30. Нарушение порядка применения информационных технологий:
- 31. Понятие и виды информационных систем
- 32. Порядок разработки и официальная регистрация программ для эвм и баз данных
- 33. Общая характеристика Интернета как особой информационно-телекоммуникационной сети
- 34. Деятельность, осуществляемая посредством Интернета
- 35. Государственное регулирование Интернета в России и за рубежом
- 36. Понятие и виды информационных ресурсов
- 37. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
- 38. Государственные информационные ресурсы
- 39. Государственное регулирование библиотечного дела
- 40. Государственное регулирование архивного дела
- 41. Понятие и структура электронного документа
- 42. Правовой статус электронной цифровой подписи
- 43. Право на доступ к информации
- 44. Право интеллектуальной собственности
- 45. Понятие и виды средств массовой информации
- 46. Правовой статус средств массовой информации
- 47. Правовой статус журналиста
- 48. Понятие и структура информационного рынка
- 49. Тенденции развития информационного рынка
- 50/51. Понятие информационной безопасности
- 52. Национальные интересы рф в информационной сфере и их обеспечение
- 53. Источники угроз информационной безопасности рф
- 54. Государственная политика в сфере информационной безопасности
- 55. Обеспечение информационной безопасности
- 56. Информационной безопасности личности
- 57. Общая характеристика информационной
- 58. Угрозы информационной безопасности общества
- 59. Общая характеристика информационной безопасности государства
- 62. Структура глобального информационного пространства
- 63. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве
- 64/65. Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере
- 66. Уголовная ответственность
- 67. Гражданско-правовая ответственность
- 68. Ответственность за распространение запрещенной рекламы
- 69. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- 71. Основания освобождения от ответственности субъектов права массовой информации
- 72. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- 73. Приостановление выпуска сми как особый вид ответственности