logo
Информ

8. Информационно-правовые отношения: понятие, виды,

соотношение с правовой нормой, структура и защита

Правовые отношения есть урегулированные правом и находящиеся под охраной государства

общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно

корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Таким образом, информационные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные правом, субъекты которых

являются носителями взаимных информационных прав и обязанностей.

Регулирование информационных отношений с помощью права осуществляется посредством

установления определенных информационно-правовых норм, т.е. путем установления правил

поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права.

Информационно-правовые нормы регулируют взаимоотношения граждан, СМИ, организаций,

фирм между собой, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим

регулируемым отношениям особый характер - характер информационно-правовых отношений.

Субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических информационных

прав и обязанностей. Поэтому можно сказать, что информационные отношения между самыми

разнообразными участниками - гражданами, редакциями газет, телестудиями, предприятиями,

организациями, фирмами и другими, в которых последние участвуют в качестве носителей прав и

обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно-

правовыми отношениями или информационными правоотношениями.

Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной

сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых

отношений, они выражают все основные признаки правового отношения, а именно:

- первичность информационно-правовых норм;

- идеологический (мировоззренческий) характер, так как возникновение, изменение и

прекращение информационных отношений проходит через сознание людей, прежде всего такую

его сферу, как правосознание;

- волевой характер, так как информационные отношения всегда являются результатом

волеизъявления его сторон или одной из сторон;

- двусторонний или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками

через их субъективные права и юридические обязанности;

- взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.е. эти отношения

выражаются во взаимных правах, обязанностях и юридической ответственности;

- наличие информационной правосубъектности сторон в информационных отношениях;

- регулирующая роль, заключающаяся в том, что информационные отношения определяют

конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную

практику, формируя или определяя общественную волю.

Что же касается особенностей информационных отношений, они сводятся к тому, что эти отношения:

- возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении

информации;

- опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных

прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

- отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов

правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом

специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Правоотношения - это функция, в которой абстрактная норма приобретает свое реальное

бытие.

Виды правоотношений

1. Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации

(например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ).

2. Информация, связанная с производством и распределением исходной и производной

информации (правоотношения в сфере СМИ, авторские права в гражданском праве).

3. Информация в области формирования информационных ресурсов и предоставления

информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые Законом об обязательном

экземпляре документа, Законом о библиотечном деле, Законом об архивном деле в

Российской Федерации.

4. Правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей

и средств их обеспечения (например, право на создание информационных сетей, обязанность на

заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд).

5. Информация в области обеспечения информационной безопасности (например, право на

защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов

тайны).

Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие

информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В

абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных

ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят

все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его

право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго

определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный

редактор этого же СМИ: они в соответствии с требованиями закона обязаны заключить между

собой договор и утвердить устав редакции СМИ). Общерегулятивные правоотношения

выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также

последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод

личности, а равно обязанностей. Они возникают, таким образом, на основе норм Конституции,

других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых

правоотношений. В нашем случае это гарантированное в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ право:

"Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять

информацию любым законным способом".

Структура информационного правоотношения.

Субъекты:

- физические лица;

- юридические лица всех форм собственности;

- органы государственной власти;

- должностные лица;

- общественные организации;

- другие субъекты, признаваемые субъектами права.

Информационное право призвано обеспечить достаточность правового регулирования с

учетом специфики субъектов, которые участвуют в правоотношении (использование блокиратора

на телевидении от детей).

Объект правоотношений - это те явления (предметы) окружающего мира, на которые

направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений

выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами,

разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности

субъектов.

Объект информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные

блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в

информационно-правовые отношения, и что является предметом их интересов, прав и

обязанностей.

Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является

сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как

документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения

автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.

В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные

информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные

материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных,

информационные сети и системы, средства связи и т.п. Именно они наиболее часто попадают в

поле зрения информационных споров, сделок, договоров.

К особой группе объектов информационного права относят нематериальные блага, т.е. не

имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы,

признанные действующим законодательством. Проявление нематериальных благ в качестве

информации возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную

репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным

качествам данного человека. Нематериальные блага характеризуются двумя признаками:

отсутствием материального содержания и неразрывной связью с личностью носителя.

Предмет - само произведение, документ, т.е. информационный продукт (информационная

технология). Но в некоторых случаях - права и обязанности.

Юридический факт (событие или действие)

Чтобы факт (совершившееся действие, событие) превратился в факт юридический, должны

быть определенные условия и важнейшее из них связано с состоянием нормативно-правовой

системы: национальной, корпоративной или международной. Факты, которые не попадают в

правовое поле действующего законодательства, остаются таковыми, существуют, но не

превращаются в юридические факты.

Следовательно, для возникновения и реализации правоотношений, в том числе в области

информационной сферы, необходимо в качестве объективных условий, во-первых, наличие

реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества, и, во-вторых, наличие

нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения

по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений. Например, ряд

ситуаций, возникающих в сетях и системах Интернета, нуждается в правовом регулировании.

Отсутствие каких-либо общих международных норм в этой области осложняет дело.

Один юридический факт может породить множество правоотношений (уголовно-правовые

отношения, административные, межгосударственные правоотношения) и наоборот: множество

правоотношений - один юридический факт (регистрация рождения ребенка - данные о браке,

родителях, медицинские документы).

Содержание правоотношения: права и обязанности субъектов. Они зависят от вида

информационных правоотношений. Так, например, при производстве такой информации у

субъектов - ее производителей возникают следующие права и обязанности:

- право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;

- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право

вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты (право

передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

- ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;

- ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;

- обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной

компетенцией и предоставлению информации из них потребителям информации;

- обязанность исполнения условий авторских договоров;

- ответственность за непредоставление информации;

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и

ложную информацию и дезинформацию;

- ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов,

предоставление информационных услуг;

- ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности

участников информационных отношений:

- право на создание массовой информации (журналист, редакция);

- право на защиту чести и достоинства (любой член общества);

- право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой

деятельности (автор распространяемой информации);

- обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения

(пользователей Интернета) (редакции и журналисты);

- обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство);

- ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники

производства и распространения массовой информации);

- ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все

участники производства и распространения массовой информации);

- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и

ложную информацию и дезинформацию, введение цензуры (все участники производства и

распространения массовой информации).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают

следующие права и обязанности участников таких правоотношений:

- обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения)

нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;

- обязанность за предоставление информации из таких документов;

- ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.

В информационных процессах по обращению информации с ограниченным доступом

возникают следующие права и обязанности:

- обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;

- обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории

ограниченного доступа;

- ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к

государственной тайне;

- обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного

доступа;

- обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного

доступа;

- обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов,

содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;

- ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение

информации ограниченного доступа.

Информационные отношения, возникающие при создании и применении информационных

систем, их сетей, средств обеспечения, основываются на следующих правах и обязанностях их

участников:

- право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их

обеспечения (все участники этих процессов);

- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при

создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и

местного самоуправления);

- ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;

- обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их

обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);

- обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для

государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и

местного самоуправления);

- ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков

исполнения договора, другие нарушения.

Информационные отношения в сфере обеспечения информационной безопасности

основаны на следующих правах и обязанностях их участников:

- право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;

- право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от

несанкционированного доступа;

- право на защиту интеллектуальной собственности;

- право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их

обеспечения как вещной собственности;

- право на защиту информационных прав и свобод;

- ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного

доступа без санкции ее собственника или владельца;

- обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации,

защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;

- ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод

личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.

Существуют два способа защиты информационных правоотношений:

- защита в административном порядке;

- защита в судебном порядке.