8. Информационно-правовые отношения: понятие, виды,
соотношение с правовой нормой, структура и защита
Правовые отношения есть урегулированные правом и находящиеся под охраной государства
общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно
корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Таким образом, информационные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные правом, субъекты которых
являются носителями взаимных информационных прав и обязанностей.
Регулирование информационных отношений с помощью права осуществляется посредством
установления определенных информационно-правовых норм, т.е. путем установления правил
поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права.
Информационно-правовые нормы регулируют взаимоотношения граждан, СМИ, организаций,
фирм между собой, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим
регулируемым отношениям особый характер - характер информационно-правовых отношений.
Субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических информационных
прав и обязанностей. Поэтому можно сказать, что информационные отношения между самыми
разнообразными участниками - гражданами, редакциями газет, телестудиями, предприятиями,
организациями, фирмами и другими, в которых последние участвуют в качестве носителей прав и
обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно-
правовыми отношениями или информационными правоотношениями.
Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной
сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых
отношений, они выражают все основные признаки правового отношения, а именно:
- первичность информационно-правовых норм;
- идеологический (мировоззренческий) характер, так как возникновение, изменение и
прекращение информационных отношений проходит через сознание людей, прежде всего такую
его сферу, как правосознание;
- волевой характер, так как информационные отношения всегда являются результатом
волеизъявления его сторон или одной из сторон;
- двусторонний или многосторонний характер, т.е. это всегда связь между его участниками
через их субъективные права и юридические обязанности;
- взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.е. эти отношения
выражаются во взаимных правах, обязанностях и юридической ответственности;
- наличие информационной правосубъектности сторон в информационных отношениях;
- регулирующая роль, заключающаяся в том, что информационные отношения определяют
конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную
практику, формируя или определяя общественную волю.
Что же касается особенностей информационных отношений, они сводятся к тому, что эти отношения:
- возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении
информации;
- опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных
прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
- отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов
правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом
специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.
Правоотношения - это функция, в которой абстрактная норма приобретает свое реальное
бытие.
Виды правоотношений
1. Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации
(например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ).
2. Информация, связанная с производством и распределением исходной и производной
информации (правоотношения в сфере СМИ, авторские права в гражданском праве).
3. Информация в области формирования информационных ресурсов и предоставления
информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые Законом об обязательном
экземпляре документа, Законом о библиотечном деле, Законом об архивном деле в
Российской Федерации.
4. Правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей
и средств их обеспечения (например, право на создание информационных сетей, обязанность на
заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд).
5. Информация в области обеспечения информационной безопасности (например, право на
защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов
тайны).
Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие
информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В
абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных
ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят
все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его
право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго
определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный
редактор этого же СМИ: они в соответствии с требованиями закона обязаны заключить между
собой договор и утвердить устав редакции СМИ). Общерегулятивные правоотношения
выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также
последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод
личности, а равно обязанностей. Они возникают, таким образом, на основе норм Конституции,
других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых
правоотношений. В нашем случае это гарантированное в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ право:
"Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом".
Структура информационного правоотношения.
Субъекты:
- физические лица;
- юридические лица всех форм собственности;
- органы государственной власти;
- должностные лица;
- общественные организации;
- другие субъекты, признаваемые субъектами права.
Информационное право призвано обеспечить достаточность правового регулирования с
учетом специфики субъектов, которые участвуют в правоотношении (использование блокиратора
на телевидении от детей).
Объект правоотношений - это те явления (предметы) окружающего мира, на которые
направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений
выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами,
разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности
субъектов.
Объект информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные
блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в
информационно-правовые отношения, и что является предметом их интересов, прав и
обязанностей.
Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является
сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как
документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения
автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.
В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные
информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные
материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных,
информационные сети и системы, средства связи и т.п. Именно они наиболее часто попадают в
поле зрения информационных споров, сделок, договоров.
К особой группе объектов информационного права относят нематериальные блага, т.е. не
имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы,
признанные действующим законодательством. Проявление нематериальных благ в качестве
информации возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную
репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным
качествам данного человека. Нематериальные блага характеризуются двумя признаками:
отсутствием материального содержания и неразрывной связью с личностью носителя.
Предмет - само произведение, документ, т.е. информационный продукт (информационная
технология). Но в некоторых случаях - права и обязанности.
Юридический факт (событие или действие)
Чтобы факт (совершившееся действие, событие) превратился в факт юридический, должны
быть определенные условия и важнейшее из них связано с состоянием нормативно-правовой
системы: национальной, корпоративной или международной. Факты, которые не попадают в
правовое поле действующего законодательства, остаются таковыми, существуют, но не
превращаются в юридические факты.
Следовательно, для возникновения и реализации правоотношений, в том числе в области
информационной сферы, необходимо в качестве объективных условий, во-первых, наличие
реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества, и, во-вторых, наличие
нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения
по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений. Например, ряд
ситуаций, возникающих в сетях и системах Интернета, нуждается в правовом регулировании.
Отсутствие каких-либо общих международных норм в этой области осложняет дело.
Один юридический факт может породить множество правоотношений (уголовно-правовые
отношения, административные, межгосударственные правоотношения) и наоборот: множество
правоотношений - один юридический факт (регистрация рождения ребенка - данные о браке,
родителях, медицинские документы).
Содержание правоотношения: права и обязанности субъектов. Они зависят от вида
информационных правоотношений. Так, например, при производстве такой информации у
субъектов - ее производителей возникают следующие права и обязанности:
- право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;
- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право
вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты (право
передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
- ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;
- ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;
- обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной
компетенцией и предоставлению информации из них потребителям информации;
- обязанность исполнения условий авторских договоров;
- ответственность за непредоставление информации;
- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и
ложную информацию и дезинформацию;
- ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов,
предоставление информационных услуг;
- ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.
При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности
участников информационных отношений:
- право на создание массовой информации (журналист, редакция);
- право на защиту чести и достоинства (любой член общества);
- право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой
деятельности (автор распространяемой информации);
- обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения
(пользователей Интернета) (редакции и журналисты);
- обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство);
- ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники
производства и распространения массовой информации);
- ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все
участники производства и распространения массовой информации);
- ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и
ложную информацию и дезинформацию, введение цензуры (все участники производства и
распространения массовой информации).
В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают
следующие права и обязанности участников таких правоотношений:
- обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения)
нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;
- обязанность за предоставление информации из таких документов;
- ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.
В информационных процессах по обращению информации с ограниченным доступом
возникают следующие права и обязанности:
- обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;
- обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории
ограниченного доступа;
- ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к
государственной тайне;
- обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного
доступа;
- обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного
доступа;
- обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов,
содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;
- ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение
информации ограниченного доступа.
Информационные отношения, возникающие при создании и применении информационных
систем, их сетей, средств обеспечения, основываются на следующих правах и обязанностях их
участников:
- право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их
обеспечения (все участники этих процессов);
- право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при
создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и
местного самоуправления);
- ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;
- обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их
обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);
- обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для
государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и
местного самоуправления);
- ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков
исполнения договора, другие нарушения.
Информационные отношения в сфере обеспечения информационной безопасности
основаны на следующих правах и обязанностях их участников:
- право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;
- право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от
несанкционированного доступа;
- право на защиту интеллектуальной собственности;
- право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их
обеспечения как вещной собственности;
- право на защиту информационных прав и свобод;
- ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного
доступа без санкции ее собственника или владельца;
- обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации,
защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;
- ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод
личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.
Существуют два способа защиты информационных правоотношений:
- защита в административном порядке;
- защита в судебном порядке.
- Виды информации
- 1. Информация с ограниченным доступом
- 2.Открытая информация (общедоступная)
- 5. Международный характер информационного права
- 7. Информационная норма: понятие, особенности, виды
- 8. Информационно-правовые отношения: понятие, виды,
- 9. Система информационного права
- 10. Виды источников информационного права
- 11. Принципы информационного права
- 12.Понятие и виды субъектов информационного права
- 13/15. Государственное управление в информационной сфере
- 16. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации
- 17. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны
- 18. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правовых режимов конфиденциальной информации
- 19. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях
- 21. Понятие правового режима информационных ресурсов
- 22. Понятие и виды охраноспособной информации
- 23. Режимы защиты информации
- 24. Служебная и профессиональная тайна
- 25. Тайна частной жизни
- Часть 9 ст. 9 Федерального закона об информации устанавливает, что персональные данные
- 26. Коммерческая и банковская тайна
- 27. Понятие и виды информационных технологий
- 28. Порядок создания информационных технологий
- 29. Применение информационных технологий государственными
- 30. Нарушение порядка применения информационных технологий:
- 31. Понятие и виды информационных систем
- 32. Порядок разработки и официальная регистрация программ для эвм и баз данных
- 33. Общая характеристика Интернета как особой информационно-телекоммуникационной сети
- 34. Деятельность, осуществляемая посредством Интернета
- 35. Государственное регулирование Интернета в России и за рубежом
- 36. Понятие и виды информационных ресурсов
- 37. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
- 38. Государственные информационные ресурсы
- 39. Государственное регулирование библиотечного дела
- 40. Государственное регулирование архивного дела
- 41. Понятие и структура электронного документа
- 42. Правовой статус электронной цифровой подписи
- 43. Право на доступ к информации
- 44. Право интеллектуальной собственности
- 45. Понятие и виды средств массовой информации
- 46. Правовой статус средств массовой информации
- 47. Правовой статус журналиста
- 48. Понятие и структура информационного рынка
- 49. Тенденции развития информационного рынка
- 50/51. Понятие информационной безопасности
- 52. Национальные интересы рф в информационной сфере и их обеспечение
- 53. Источники угроз информационной безопасности рф
- 54. Государственная политика в сфере информационной безопасности
- 55. Обеспечение информационной безопасности
- 56. Информационной безопасности личности
- 57. Общая характеристика информационной
- 58. Угрозы информационной безопасности общества
- 59. Общая характеристика информационной безопасности государства
- 62. Структура глобального информационного пространства
- 63. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве
- 64/65. Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере
- 66. Уголовная ответственность
- 67. Гражданско-правовая ответственность
- 68. Ответственность за распространение запрещенной рекламы
- 69. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- 71. Основания освобождения от ответственности субъектов права массовой информации
- 72. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- 73. Приостановление выпуска сми как особый вид ответственности