44. Право интеллектуальной собственности
Статья 44 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».
Объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности. К их числу относят произведения литературы, науки и искусства, объекты так называемых смежных прав (фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания), промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), приравненные к ним – товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест прохождения товаров, программы для электронных вычислительных машин и баз данных, типологии интегральных микросхем, фирменные на именования и др.
Сама интеллектуальная деятельность не подвержена правовому регулированию, а нормы гражданского права начинают действовать после того, как она находит свое объективное выражение (для ряда объектов и этого недостаточно, необходимо совершение ряда дополнительных действий).
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта правового регулирования интеллектуальной собственности позволяет определить право интеллектуальной собственности как совокупность правовых норм, регулирующих правовые отношения в связи с установлением правомочий конкретных лиц на срочное или бессрочное владение, пользование и распоряжение нематериальными объектами, выраженными в объективированной форме. При всем разнообразии объектов интеллектуальной собственности выделяют-;я общие, характерные для всех них признаки:
• они являются результатами интеллектуальной деятельности;
• эти результаты имеют стоимостные оценки;
• соответствующие продукты являются носителями определенной информации;
• значительная масса результатов связана с личностью автора;
• объекты не относятся к потребляемым вещам;
• результаты интеллектуальной деятельности могут одновременно использоваться неограниченным кругом лиц;
• процесс творческой деятельности завершается созданием нового, оригинального продукта.
Пожалуй, в особом ряду находятся такие объекты, как товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров, «ноу-хау». Они представляют значительную коммерческую ценность, однако не являются результатом интеллектуальной творческой деятельности.
Закон гарантирует исключительное право на их использование, а поэтому, приравнивая их к объектам интеллектуальной собственности, в ст. 138 ГК указывает, что использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
С введением в ГК нормы о защите интеллектуальной собственности усилено исключительное начало прав автора на созданный им объект творческой деятельности. Автор является приоритетной фигурой для признания его в законе субъектом права на созданный им объект творческой деятельности.
Права авторов по-прежнему охраняются пока в качестве продуктов творческой деятельности и защищаются путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения путем возмещения убытков, выплатой компенсации.
Реализация права интеллектуальной собственности происходит в конкретных формах, которые изменяют субъектные права автора, хотя реализуются они с согласия автора
Законодательство об авторском праве и смежных правах начинает действовать с момента факта создания произведения.
Субъекты авторского права:
- автор;
- пользователь.
Объекты:
- произведения науки;
- произведения литературы;
- произведения искусства.
Объекты авторского права являются результатом творческой деятельности независимо от назначения достоинства произведения. Они могут быть в следующих формах:
1) письменной;
2) устной (без носителя);
3) звуко- и видеозаписи;
4) изображение и др.
Кроме произведений:
- сборники;
- производные произведения (переводы, аранжировки).
Служебный заказ
Авторское право принадлежит автору, а исключительные права на использование – у обладателя, у работодателя. Личное неимущественное право - неотчуждаемое:
- право авторства;
- право на имя;
- право на обнародование;
- право на защиту репутации автора.
Эти права охраняются и после смерти неограниченный срок.
Имущественные исключительные права:
- право на воспроизведение;
- право на распространение;
- право на импорт;
- право на публичное исполнение, показ;
- право на передачу в эфире;
- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
- право на перевод;
- право на переработку.
Российское авторское право отмежевалось относительно носителя информации, защищает только функции произведения, а содержание остается незащищенным.
Патентные права включают в себя три категории.
1. Право на изобретение.
2. Право на полезную модель.
3. Право на промышленные образцы.
Изобретение - право на устройство, способ, вещество, штамп, а также применение ранее известных изобретений.
Полезная модель - конструкторское выполнение средств производства, предметов потребления и их составных частей.
Промышленный образец - художественное конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид.
Патентные права подтверждаются патентом на изобретение, свидетельством на полезную модель, патентом на промышленный образец.
Авторами изобретения считаются все, кто участвовал в создании изобретения, кроме тех, кто оказывал организационную, техническую или материальную помощь. Информационный объект - патент. Законодательство о "ноу-хау"
Ноу-хау - это охраняемые в режиме коммерческой тайны результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы на законном основании только по усмотрению лица, обладающего тайной информацией на законном основании, и не
обеспечены патентной защитой.
Права на ноу-хау включают в себя:
- право использовать;
- право передавать;
- право получать денежное вознаграждение.
- Виды информации
- 1. Информация с ограниченным доступом
- 2.Открытая информация (общедоступная)
- 5. Международный характер информационного права
- 7. Информационная норма: понятие, особенности, виды
- 8. Информационно-правовые отношения: понятие, виды,
- 9. Система информационного права
- 10. Виды источников информационного права
- 11. Принципы информационного права
- 12.Понятие и виды субъектов информационного права
- 13/15. Государственное управление в информационной сфере
- 16. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации
- 17. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны
- 18. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правовых режимов конфиденциальной информации
- 19. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях
- 21. Понятие правового режима информационных ресурсов
- 22. Понятие и виды охраноспособной информации
- 23. Режимы защиты информации
- 24. Служебная и профессиональная тайна
- 25. Тайна частной жизни
- Часть 9 ст. 9 Федерального закона об информации устанавливает, что персональные данные
- 26. Коммерческая и банковская тайна
- 27. Понятие и виды информационных технологий
- 28. Порядок создания информационных технологий
- 29. Применение информационных технологий государственными
- 30. Нарушение порядка применения информационных технологий:
- 31. Понятие и виды информационных систем
- 32. Порядок разработки и официальная регистрация программ для эвм и баз данных
- 33. Общая характеристика Интернета как особой информационно-телекоммуникационной сети
- 34. Деятельность, осуществляемая посредством Интернета
- 35. Государственное регулирование Интернета в России и за рубежом
- 36. Понятие и виды информационных ресурсов
- 37. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
- 38. Государственные информационные ресурсы
- 39. Государственное регулирование библиотечного дела
- 40. Государственное регулирование архивного дела
- 41. Понятие и структура электронного документа
- 42. Правовой статус электронной цифровой подписи
- 43. Право на доступ к информации
- 44. Право интеллектуальной собственности
- 45. Понятие и виды средств массовой информации
- 46. Правовой статус средств массовой информации
- 47. Правовой статус журналиста
- 48. Понятие и структура информационного рынка
- 49. Тенденции развития информационного рынка
- 50/51. Понятие информационной безопасности
- 52. Национальные интересы рф в информационной сфере и их обеспечение
- 53. Источники угроз информационной безопасности рф
- 54. Государственная политика в сфере информационной безопасности
- 55. Обеспечение информационной безопасности
- 56. Информационной безопасности личности
- 57. Общая характеристика информационной
- 58. Угрозы информационной безопасности общества
- 59. Общая характеристика информационной безопасности государства
- 62. Структура глобального информационного пространства
- 63. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве
- 64/65. Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере
- 66. Уголовная ответственность
- 67. Гражданско-правовая ответственность
- 68. Ответственность за распространение запрещенной рекламы
- 69. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- 71. Основания освобождения от ответственности субъектов права массовой информации
- 72. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- 73. Приостановление выпуска сми как особый вид ответственности