logo
Информ

36. Понятие и виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а

также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная,

зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и

обновления. Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными

характеристиками.

признаками классификации ИР является признак собственности, федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации - принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского

классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

I. По специфике возникновения:

1) естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы;

2) созданные в результате интеллектуальной деятельности.

II. По сферам использования:

1) научно-технические;

2) социально-экономические;

3) правовые;

4) культурные;

5) образовательные;

6) развлекательные и т.д.

III. По принадлежности определенным субъектам:

1) физическим лицам;

2) юридическим лицам;

3) государственным органам власти и управления;

4) должностным лицам;

5) органам местного самоуправления;

6) общественным объединениям;

7) государству в целом.

Правовой режим информационных ресурсов устанавливается следующими критериями.

I. Информационные ресурсы - всегда в виде документированной информации.

Документ - это выделенная информация по определяющей цели, зафиксированная в любой

знаковой форме с установленными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и

представленная на любом носителе.

II. Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты

информационных ресурсов. Информационные ресурсы, являясь элементом различных прав, могут

быть товаром (объектом рыночных отношений), обладать признаками вещи и одновременно

интеллектуальными свойствами. Но вопросы правового регулирования информационных ресурсов

гражданским правом не охватываются. Административное право, регулируя информационные

ресурсы, включает в себя следующие моменты:

1) обязательный экземпляр документа;

2) обязанность органов государства на сбор информации по целевому признаку;

3) обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее;

4) обязательность лицензирования деятельности по специальному хранению информации.

III. Обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому

объекту информационных ресурсов.

IV. Защита информационных ресурсов - обеспечение информационной безопасности.

Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры,

классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной,

актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах,

способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на

межведомственном уровне органами государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об информации владелец информационных ресурсов несет

юридическую ответственность за нарушение указанного Закона, например правил работы с

информацией. Правила работы с информацией включают в себя положения о порядке сбора,

хранения, использования и распространения информации;