35. Государственное регулирование Интернета в России и за рубежом
Государственная политика может быть направлена на ограничение доступа к определенной
информации для взрослых. Этот подход используется в австралийском федеральном законе (хотя
он до сих пор не вступил в силу), в Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре, Объединенных
Арабских Эмиратах, Вьетнаме. Некоторые страны требуют от интернет-провайдеров блокировать
подобную информацию, в то время как другие страны допускают ограниченный доступ в Интернет,
контролируемый государственными органами.
Наконец, государство может запрещать открытый доступ к Интернету. Отдельные страны
требуют от пользователя зарегистрироваться или получить лицензию для того, чтобы получить
доступ с ограничениями, перечисленными выше (см. п. 3). Например, на Кубе пользование
Интернетом ограничено и контролируется правительством. Требуется официальное разрешение и
необходимое оборудование, включая наиболее современное, которое ограничено и может быть
куплено только в специальных управляемых государством магазинах, снова только со
специальным разрешением. Декрет 209 ("Доступ к Мировой компьютерной сети с Кубы"), принятый
в июне 1996 г., гласит: сеть не может использоваться "в нарушение моральных принципов
Кубинского общества и законов" и сообщения электронной почты не должны "подвергнуть
опасности национальную безопасность"
В США госрегулирование Интернета началось с ограничений. В феврале 1996 г. конгресс
принял Communications Decency Act ("Акт о соблюдении приличий в средствах массовой
коммуникации"). Целью его было оградить детей от доступа к порнографии. В связи с
Communications Decency Act нельзя не вспомнить историю порноиздателя Ларри Флинта
(американское правосудие так и не смогло справиться с Флинтом, который умело воспользовался
Первой поправкой, гарантирующей свободу слова). И вспомнили: уже летом 1997 г. "Акт..." был
отменен по решению Верховного Суда, так что родителям теперь приходится обходиться в столь
важном вопросе без помощи государства. Этот случай продемонстрировал, что государственное
регулирование Интернета в правовом государстве может оказаться невозможным. Федеральный
бостонский судья Марк Вульф так охарактеризовал ситуацию: "Нам действительно надо
выработать совершенно новые подходы и концепцию. И в этом обсуждении должны участвовать и
президент, и конгресс, и Верховный Суд. Но я думаю, на это уйдет немало времени".
Куда жестче государственный напор оказался во Франции, что вполне в духе исторических
традиций этой страны. Весной 2000 г. Национальная ассамблея проголосовала за законопроект об
обязательной регистрации владельцев всех веб-сайтов и об уголовной ответственности
провайдеров за предоставление хостинга (услуга по размещению информации в Интернете)
неидентифицированным пользователям. Мало того, сенат (верхняя палата французского
парламента) принял законопроект, предписывающий провайдерам сообщать сведения о
владельцах сайтов заинтересованным третьим лицам. Впоследствии закон все же был смягчен:
провайдер или хостинговая компания обязаны требовать от пользователя указания данных о себе,
но не обязаны проверять их достоверность.
Необходимость регулирования доступа к материалам, размещенным в Интернете,
признается во многих странах мира. Однако то, что является легальным в одной стране, может не
быть таковым в другой стране. Например, во Франции запрещается размещение на веб-страницах
нацистской тематики, в то время как австралийские законы этого не запрещают. Существуют и
другие примеры неэффективности национальных законов, касающихся цензуры в Интернете. В
данном случае представляется целесообразным принятие соответствующего акта на
международном уровне.
Необходимо отметить, что чрезмерное регулирование содержания информационных
ресурсов, размещенных в Интернете, может негативно сказаться на развитии правовой культуры,
на формировании правовой активности личности. Вместе с тем отсутствие минимально
необходимых ограничений на доступ к определенной информации также может привести к
подобному результату. В связи с чем представляется целесообразным законодательное
регулирование данного вопроса на основе сочетания интересов как личности, так и общества и
государства.
В последние годы все больше внимания уделяется разработке законодательных актов,
регулирующих правоотношения, возникающие в связи с функционированием сети Интернет.
Очевидно, это связано с тем, что Интернет из глобальной "оффшорной" информационной зоны
все более превращается в повседневную реальность, из киберпространства - в обычное
экономическое пространство, из мира "продвинутого" интернет-сообщества, пусть даже весьма
обширного, - в область интересов всего общества. Второй причиной более строгого отношения к
правовым вопросам стала проблема безопасности данных, в первую очередь персональных
данных, защиты от информационных атак на почтовые ящики и надежности экономических
отношений в Интернете. То, что казалось сдерживающим фактором развития, стало необходимым
условием развития, а права и гарантии, репродуцированные в глобальный информационный мир,
потребовали такой же законодательной защиты, как и в обычном мире. На уровне
законодательных инициатив только в Соединенных Штатах было подготовлено и предварительно
рассмотрено в комитетах конгресса более пятидесяти (!) законопроектов. Сферы, затрагиваемые
этими законодательными инициативами, можно условно разделить на следующие:
- регулирование потоков информации, поступающих в личные (частные) электронные
почтовые ящики, в том числе коммерческой информации. Это предполагает: защиту электронного
ящика от потока информации, если владелец ящика отказывается от принятия этих сообщений;
ответственность за передачу искаженной информации; обязанности поставщика информации по
отношению к владельцу почтового ящика; требования к составу реквизитов отправителя;
- защита персональных данных: раскрытие целей сбора персональных данных; обязанности
оператора сайта, собирающего и использующего персональные данные, по отношению к частным
лицам; ограничение на распространение персональных данных без соответствующего согласия
частного лица; требования по защите персональных данных от несанкционированного
распространения;
- предупреждение мошенничества в Интернете и запрет несанкционированного
использования Интернета для азартных игр и т.п., в том числе: распространение на Интернет норм
уголовного законодательства, относящихся к мошенническим действиям; действия органов
исполнительной власти по предупреждению и профилактике мошенничества в Интернете;
- обеспечение свободы конкуренции в Интернете. Установление норм применения
требований антимонопольного законодательства к субъектам, действующим в Интернете;
- программы оснащения образовательных учреждений и библиотек новыми
информационными технологиями защиты учащихся от нежелательной информации,
содержащейся в Интернете. Это предполагает предписание школам и библиотекам внедрить
компьютерные технологии, позволяющие блокировать нежелательную информацию из Интернета
под угрозой лишения их государственных субсидий.
- Виды информации
- 1. Информация с ограниченным доступом
- 2.Открытая информация (общедоступная)
- 5. Международный характер информационного права
- 7. Информационная норма: понятие, особенности, виды
- 8. Информационно-правовые отношения: понятие, виды,
- 9. Система информационного права
- 10. Виды источников информационного права
- 11. Принципы информационного права
- 12.Понятие и виды субъектов информационного права
- 13/15. Государственное управление в информационной сфере
- 16. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации
- 17. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны
- 18. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правовых режимов конфиденциальной информации
- 19. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях
- 21. Понятие правового режима информационных ресурсов
- 22. Понятие и виды охраноспособной информации
- 23. Режимы защиты информации
- 24. Служебная и профессиональная тайна
- 25. Тайна частной жизни
- Часть 9 ст. 9 Федерального закона об информации устанавливает, что персональные данные
- 26. Коммерческая и банковская тайна
- 27. Понятие и виды информационных технологий
- 28. Порядок создания информационных технологий
- 29. Применение информационных технологий государственными
- 30. Нарушение порядка применения информационных технологий:
- 31. Понятие и виды информационных систем
- 32. Порядок разработки и официальная регистрация программ для эвм и баз данных
- 33. Общая характеристика Интернета как особой информационно-телекоммуникационной сети
- 34. Деятельность, осуществляемая посредством Интернета
- 35. Государственное регулирование Интернета в России и за рубежом
- 36. Понятие и виды информационных ресурсов
- 37. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
- 38. Государственные информационные ресурсы
- 39. Государственное регулирование библиотечного дела
- 40. Государственное регулирование архивного дела
- 41. Понятие и структура электронного документа
- 42. Правовой статус электронной цифровой подписи
- 43. Право на доступ к информации
- 44. Право интеллектуальной собственности
- 45. Понятие и виды средств массовой информации
- 46. Правовой статус средств массовой информации
- 47. Правовой статус журналиста
- 48. Понятие и структура информационного рынка
- 49. Тенденции развития информационного рынка
- 50/51. Понятие информационной безопасности
- 52. Национальные интересы рф в информационной сфере и их обеспечение
- 53. Источники угроз информационной безопасности рф
- 54. Государственная политика в сфере информационной безопасности
- 55. Обеспечение информационной безопасности
- 56. Информационной безопасности личности
- 57. Общая характеристика информационной
- 58. Угрозы информационной безопасности общества
- 59. Общая характеристика информационной безопасности государства
- 62. Структура глобального информационного пространства
- 63. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве
- 64/65. Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере
- 66. Уголовная ответственность
- 67. Гражданско-правовая ответственность
- 68. Ответственность за распространение запрещенной рекламы
- 69. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- 71. Основания освобождения от ответственности субъектов права массовой информации
- 72. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- 73. Приостановление выпуска сми как особый вид ответственности