Религия как феномен культуры
Определение понятия «Религия»;
Происхождение религии;
Мировые религии.
Определение понятия
«Религия»;
Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обращение к чему-либо. Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Tак, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних» сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им.
Происхождение религии;
Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистическиe учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Для достижения желаемых целей этиx сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные гарантировать получение искомого результата. Постепенно сформировалась и вера в то, что подобные (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к заветным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъестественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логичность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.
Одной из первых форм религии был тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику (само слово «тотем» на языке североамериканских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под которой понимаются действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рамках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной церковью.
Тотемизм сменился анимизмом (от лат. anima — душа), т. е. верой и духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.
В анимизме многие ученые видят основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных — богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и монотеистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древнегреческая и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие современные религии, хотя в каждой из ниx сохраняются следы политеизма.
Мировые религии.
Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций {например, индуизм, иудаизм и др.);
3) мировые религии. Их всего три; христианство, буддизм и ислам.
К признакам мировых религий относят:
а) огромное число последователей во всем мире;
б) космополитизм: они носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою перу лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд человек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.
Наиболее кратко и афористично функции религии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Но часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств (и наоборот). Однако идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживает человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.
Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах (особенно в бывших социалистических) роль и авторитет церкви растут. Очевидно, однако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.
Вопросы:
Что такое религия? Взгляды с разных позиций.
Тотемизм, фетишизм, анимизм- что означают эти понятия? Поясните.
Охарактеризуйте монотеистические и политеистические религии.
Признаки мировых религий.
Роль религии в обществе.
Источники: первый – глава -я, параграф 4-й;
второй - раздел 4-й, параграф 5-й.
третий – раздел 1-й, глава 3-я, параграф 14.
Лекция № 21
- Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
- Развитие обществознания в Новое время.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
- Общественный прогресс и его критерии
- Человек как биосоциальное существо
- Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
- Духовный мир человека
- Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- Истина и заблуждение. Критерии истины
- Научное познание
- Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
- Развитие знаний о человеке.
- Духовная культура личности и общества
- Наука и её роль в жизни общества
- Религия как феномен культуры
- Искусство как вид духовного производства.
- Образование и самообразование
- Экономика, её роль в жизни общества
- Типы экономических систем
- Экономический цикл. Экономический рост
- Экономическое содержание собственности Правовые аспекты экономики.
- Производство: структура, факторы, виды.
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт. Рыночный механизм.
- Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
- Социальная структура общества. Неравенство и социальная стратификация.
- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Социальные нормы. Социальное поведение
- Семья как социальный институт и как малая группа.
- Ребенок в семье. Права ребенка
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.
- Политическая система общества Сущность и основные типы государства
- Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы
- Гражданское общество и правовое государство.
- Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы
- Право в системе социальных норм.
- Источники права
- Правоотношения, правонарушения
- Юридическая ответственность и ее виды
- Права и свободы человека
- Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя рф.
- Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
- Правительство Российской федерации
- Судебная система Российской федерации
- Российская федерация и ее субъекты
- 2. Единство системы государственной власти
- Гражданское право. Трудовое право
- Уголовное право. Ответственность несовершеннолетних