logo
Курс лекций по обществознанию техн

Особенности социального познания. Социальное прогнозирование

  1. Особенности социального познания;

  2. Социальное прогнозирование.

Особенности социального

познания;

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого являет­ся отражение объективной реальности в его созна­нии, а результатом получение нового знания об окружающем мире.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности явля­ется совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъ­ектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противополож­ных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фраг­мент уже состоявшейся действительности. Разли­чают три вида социальных фактов:

Схема № 6 Виды социальных фактов

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;;

3) словесные социальные факты: мнения, сужде­ния, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания является установление истины. Однако уста­новить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) объект познания (общество) сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают вли­яние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогич­ные исторические события и явления никогда полно­стью не повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как экспери­мент, т. е. воспроизведение изучаемого социально­го явления по желанию исследователя практически невозможно. (Нельзя повторить, например, Отечественную войне 1812 г.). Социальный эксперимент носит конк­ретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо проти­воположным) результатам. Поэтому наиболее рас­пространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обще­стве является социальная действительность, практи­ка. Поскольку общественная жизнь изменяется до­статочно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относитель­ных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обще­стве процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-ис­торического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимо­вязи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов ис­торического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об откры­тии исторических закономерностей. Исторически­ми закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе историче­ских явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный историче­ский период и составляет сущность конкретно-исто­рического подхода и в конечном итоге является од­ной из целей социального познания.

Исторические закономерности.

Социальное прогнозирование

Другой целью социального познания является со­циальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действи­тельности, но что потенциально содержится в на­стоящем в виде объективных и субъективных пред­посылок ожидаемого хода развития.

Современная наука насчитывает около 200 науч­ных методов, специальных методик, логических и технических средств социального познания, из кото­рых основными являются пять:

1) экстраполяция;

2) историческая аналогия;

3) компьютерное моделирование;

4) создание сценариев будущего;

5) экспертная оценка

Схема № _7____ Научные методы познания

Схема №_8_____ Основные типы (виды) социальных прогнозов

В зависимости от содержания и назначения соци­альных прогнозов выделяют четыре их основных ти­па (вида): поисковые, нормативные, аналитические, прогнозы-предостережения.

Поисковые прогнозы (иногда их называют изыс­кательскими или реалистическими), отправляясь от реалистических оценок существующих в данное вре­мя тенденций развития в различных сферах общест­венной жизни, составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее. Нормативные прогнозы, ориентированные на дости­жение в будущем определенных целей, содержат раз­личные практические рекомендации для осуществле­ния соответствующих планов и программ развития. Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить позна­вательную ценность различных методов и средств ис­следования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны: в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут содержаться признаки нескольких видов.

Социальное прогнозирование мож­но определить как комплексное междисциплинарное исследование перспектив развития человеческого об­щества.

Вопросы:

1. Дайте определение понятия «Познание» и поясните, как Вы это понимаете.

2. Что такое социальный факт; виды социальных фактов.

3. Укажите цель социального познания и сложности в этом процессе.

4. Каковы основные требования конкретно-исторического подхода к социальным явлениям?

5. Поясните термин «социальное прогнозирование».

6. Назовите основные научные методы социального познания.

7. Дайте интерпретацию основных типов социальных прогнозов.

Учебники: второй- раздел 3-й,параграф 4-й.

Третий – раздел 1-й, глава 2-я, параграф 11-12

Лекция № 14