logo
Курс лекций по обществознанию техн

Истина и заблуждение. Критерии истины

  1. Сущность процесса познания;

  2. Понятие «Истина». Истина абсолютная и относительная.

  3. Роль практики в процессе познания

Сущность процесса познания;

Сущностью процесса познания является получе­ние как можно более объективного, полного и точ­ного знания об окружающем мире. Различные фило­софские школы по-разному отвечали на вопрос о воз­можности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достовер­ные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рациона­листы утверждали, что критерием истины может быть только разум.

Понятие «Истина». Истина

абсолютная и относительная

В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическое определение - истина есть соответствие мыслей человека окружающей действи­тельности. В современной науке наиболее часто упо­требляемым определением является следующее: ис­тина это соответствие полученных знаний со­держанию объекта познания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, по­скольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосыл­кой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, посколь­ку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в кото­ром непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют пол­ное, неизменное, раз и навсегда установленное зна­ние о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относитель­ной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (челове­чество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.

Философы выделяют несколько видов истины: обы­денную (повседневную), научную (которая, в свою оче­редь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравствен­ную, художественную и др. Иначе говоря, виды исти­ны соответствуют видам знания.

Роль практики в процессе

познания

Движущей силой процесса познания, а также кри­терием истины является практика. Практика пред­ставляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Различают множество видов практики:

а) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);

б) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформы социальных струк­тур и органов управления, революционные движе­ния, забастовки и т. п.);

в) научно-экспериментаторская (социальный, фи­зический, химический, генетический и другие виды эксперимента);

г) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая и т. д.);

д) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйствен­ная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи и т. д.).

Эти формы практики являются основными, по­скольку они охватывают самые важные сферы жиз­недеятельности человека. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответ­ствующую именно ему форму практики. Любая практика всегда имеет социальный (обществен­ный) характер.

Но практика противоречива в отношении характе­ра результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо сужде­ний или понятий познаваемому объекту. Заблужде­ние это ложное знание, принимаемое за истин­ное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проб­лемных ситуаций, служащих толчком для дальней­шего изучения действительности.

Процесс открытия истины — долгий процесс. Ис­тины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

Вопросы:

1. Назовите и поясните взгляды философов различных направлений на возможность познания мира.

2. Как вы определите понятие «истина»?

3. Поясните, что такое объективная и субъективные стороны истины.

4. Что есть абсолютная и относительная истины? Существует ли абсолютная истина? Поясните Ваше мнение.

5. Определите роль практики в процессе познания.

6. Дайте определение понятия «заблуждение» и интерпретируйте его.

Учебники: второй – раздел 3-й, пар. 3-й.

Третий: раздел 1-й, глава 2-я, параграф 8.

Лекция № 12