logo
Курс лекций по обществознанию техн

Развитие знаний о человеке.

Поиски ответа на вопрос о том, как и когда произошел человек, каково его место в окружа­ющем мире, имеют длительную историю.

В первобытных формах религии предками че­ловека считались растения или животные. По­зднее религиозные учения объясняли появле­ние человека на Земле волей Бога. В XIX в. Ч. Дарвин создал эволюционную теорию проис­хождения человека, которая стала основой совре­менной научной теории антропогенеза. Согласно ей, человек произошел от обезьяноподобного предка. Однако данная теория до сих пор вызы­вает ожесточенные споры в научных кругах.

Что же касается философского анализа антро­пологической проблематики, то ее основы также были заложены в древнейшие времена, прежде всего в философских учениях Востока. Так, древнеиндийская философия рассматривала че­ловека как существо, способное приобщаться к высшим вне личностным ценностям, а смыслом человеческой жизни называла следование зако­нам, установленным свыше (в частности, беско­нечному процессу перерождений). В древнеки­тайской философии окружающий мир и человек

понимались как одно целое, как единый живой организм, в котором все взаимообусловлено и инаимосвязано. Смыслом жизни древние китай­цы считали стремление к гармонии, к совершен­ству внутреннего мира человека.

Философская антропология получила дальней­шее развитие в Древней Греции. Древнегреческая философия отводила человеку высшее место во всем мире, во Вселенной. Сам человек рассматри­вался как микрокосм, отражающий в себе окру­жающий мир (макрокосм). Полагалось, что чело­век должен строить свое бытие в соответствии с божественной гармонией, с космическим разу­мом. Именно как микрокосм, как божественное творение рассматривался человек и позднее — в христианском учении. Средневековые теологи доказывали, что человек создан Богом, несет на себе отпечаток божественной сущности, в нем во­площено божественное начало.

Европейская философия нового времени спо­собствовала появлению нового взгляда на чело­века — человек стал рассматриваться как про­дукт природных и социальных сил. Критикуя теологические концепции происхождения чело­века, некоторые философы утверждали, что сре­да представляет собой единственный фактор, влияющий на формирование человека.

Немецкая классическая философия продол­жила развитие позиции, согласно которой чело­век понимался как «мера всех вещей». Ее пред­ставители считали, что человек не пассивный, а активный субъект, наделенный разумом и свобо­дой, и должен играть активную роль в окружа­ющем его мире, а также в познании этого мира. И. Кант «ввел» человека в философию в качест­ве центрального познающего субъекта. Все инте­ресы человеческого разума Кант объединял в трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я дол- делать? 3. На что я могу надеяться? Таким образом, Кантом был заложен фундамент совре­менной философской антропологии. Другой не­мецкий философ этого времени — Г. Ф. В. Ге­гель — полагал, что главной способностью чело­века следует признать его способность познавать самого себя, что самопознание является высшей ступенью развития духа. Именно Гегель выразил при помощи триады «человек — индивид — лич­ность» процесс развития отдельного субъекта.

Марксистская концепция человека также считала его существом общественным. Маркс подчеркивал ту огромную роль, которую оказы­вает на процесс развития и становления челове­ка его трудовая деятельность, а также окружа­ющая его среда. Подобная оценка человека как существа активного, деятельного, как субъекта трудовой деятельности и процесса познания, а впоследствии и всего исторического процесса в целом являлась характерной для европейской философии конца XIX в.

В философии XX столетия проблема человека может быть названа центральной. Антропологи­ческое знание этого времени характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, важ­ное место в нем занимает проблема постижения внутреннего, духовного мира человека, логики его развития, а также причин, предопределяю­щих процесс самосовершенствования человека, творения им своего бытия. Во-вторых, современ­ные философы обращают внимание на крайне скудный набор инстинктов, которыми человек наделен природой. Они называют человека «не­специализированным существом» и полагают, что именно слабая оснащенность его инстинкта­ми, которые предопределяют жесткость поведе­ния животных, дает человеку свободу выбора той или иной сферы деятельности. В-третьих,современная антропология пытается решить проблему противоречия понятий «общечелове­ческое» и «индивидуальное» путем введения в iтучный оборот понятия «общеиндивидуаль-иое». Она рассматривает общечеловеческие цен­ности в неотрывной связи с действительными ценностями каждого отдельного человека, спра­ведливо полагая, что только когда гарантируют­ся права, интересы каждого человека, можно вести речь и о реализации общечеловеческих ценностей.

Не вдаваясь в подробный анализ, обозначим четыре направления философии человека XX в., которые могут быть охарактеризованы как наи­более значительные:

1. Психоаналитическое (3. Фрейд, Э. Фромм);

2. Философская антропология (М. Шеллер, А. Гелен);

3. Экзистенциальное (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

4. Католическое (Г. Марсель, Ж. Маритен, Иоанн-Павел II, Тейяр-де-Шарден).

Разнообразие существующих подходов и фи­лософских течений, занимающихся рассмотре­нием вопросов, связанных с жизнью и предназ­начением человека и его места в окружающем мире, указывают как на сложность вышепере­численных проблем, так и на неослабевающее внимание к ним.

Источники: 2-й- раздел 4, пар. 13

Лекция № 15

Духовное производство и духовный мир общества

  1. Понятие духовной жизни общества;

  2. Элементы духовной жизни общества;

  3. Духовное производство, его виды

Понятие духовной жизни

общества;

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством воздействия с ним. К духовной жизни относят знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

Элементы духовной жизни

общества;

Являясь порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества.

Духовная сфера жизни охватывает различные формы и уровни жизни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия, право.

Схема №_9__. Элементы духовной жизни.

Мораль- это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов )церковь).

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовное производство (духовная деятельность) и созданные этой деятельностью духовные ценности.

Первым звеном в этой цепи выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

В отличие от материальных, духовные потребности не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Духовное производство,

его виды

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Духовное производство - это производство сознания в особо общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. Результатами духовного производства являются:

Схема № _10__. Результаты духовного производства

-- идеи, теории, образы и духовные ценности;

- духовные общественные связи индивидов;

- сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство, религию. Некоторые философы добавляют сюда еще и мораль, политику и право. Но мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, нельзя назвать духовными.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного воздействия на развитие общества. Однако примерно с половины XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т.д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к экспериментам, определять цели и направления своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать мир и себя. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Еще один вид духовного производства - религия. Создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения., являясь достоянием всего человечества.

Духовная культура и культура цивилизации - понятия однозначные.

( См. лекцию № 3).

Вопросы:

1. Дайте определение духовной жизни общества. Что составляет духовный мир личности?

2. Назовите элементы духовной жизни общества и дайте их интерпретацию.

3. Как Вы понимаете термин «духовные потребности»?

4. Какие виды духовного производства Вы знаете? Назовите их и определите их суть.

Учебники: второй- раздел 4-й, параграф 1-й

третий- Раздел 1-й, глава 3-я, параграф 13.

Лекция № 16