Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
Государственный бюджет как основной финансовый план страны;
Бюджетный процесс страны;
Бюджетный профицит и бюджетный дефицит;
4. Государственный долг
Государственный бюджет как
основной финансовый план страны;
Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы государства. По своему экономическому содержанию он отражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения получаемого национального дохода между различными сферами хозяйства и социальными группами общества.
Государственный бюджет— это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны утверждается законодательным органом власти — парламентом; в Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ.
Бюджетное устройство в различных странах мира не одинаково: оно определяется спецификой государственного строя конкретной страны. В федеративных государствах наряду с федеральным бюджетом существуют еще бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Так, государственная бюджетная система России включает в себя федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.
Бюджетный процесс страны.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета называют бюджетным процессом. Бюджетный процесс в РФ регламентирован Конституцией и законодательством Российской Федерации и состоит из пяти стадий:
I стадия — составление проекта бюджета Правительством РФ;
II стадия — рассмотрение проекта бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счетной палатой РФ;
III стадия — утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ;
IV стадия — исполнение бюджета, которое осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря ежегодно. Этот период времени называется бюджетным годом;
V стадия — составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течение первых 5 месяцев следующего года).
Аналогично разрабатываются и утверждаются бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
Реализация бюджета происходит при помощи бюджетного финансирования. В России важную роль в этом процессе играет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами, проводит единую политику, организует и контролирует исполнение бюджета. Также государственный финансовый контроль в РФ осуществляет Счетная палата РФ, подотчетная в своей деятельности Федеральному Собранию РФ.
Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной.
Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег. В зависимости от государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государства. Расходная часть бюджета – это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико-административных функций. В зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).
Бюджетный профицит и
бюджетный дефицит
В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит.
Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюджета над его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной экономики. Гораздо более частое явление — это бюджетный дефицит, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить (секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций
Государственный долг
Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран). По срокам погашения различают долг краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Редко когда государству удается из текущих бюджетных доходов полностью в срок погашать государственные займы и выплачивать по ним проценты. Поэтому правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают к новым займам, покрывая старые долги, но делая таким образом новые. В результате государственный долг растет в разных странах различными темпами. Наиболее тяжелыми для погашения считаются краткосрочные долги, по которым приходится в течение короткого времени выплачивать основную сумму с высокими процентами. Вот почему государственные органы стараются консолидировать краткосрочную, а часто и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь выплатой ежегодных процентов. В ряде стран в государственных органах существуют специальные структурные подразделения, которые отвечают за погашение и консолидацию старых долгов, а также за привлечение новых займов. Однако консолидация внешнего долга возможна только с согласия кредиторов. Последние создают специальные организации-клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства. Наиболее известными являются Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба шли навстречу просьбам России и частично списывали их государственные долги.
Вопросы:
Государственный бюджет и его роль в экономике страны.
Изложите порядок разработки, принятия и исполнения бюджета.
Что такое профицит и дефицит бюджета, их положительное и отрицательное воздействие на экономику страны.
4. Всегда ли государственный долг является отрицательным явлением в жизни страны.?
Источники: первый – глава 5-я, параграф 7-й.
второй - раздел 5-й, параграф 14-й.
31-е занятие – практическое занятие – ролевая игра « Разработка семейного бюджета».
Лекция № 32
- Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
- Развитие обществознания в Новое время.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
- Общественный прогресс и его критерии
- Человек как биосоциальное существо
- Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
- Духовный мир человека
- Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- Истина и заблуждение. Критерии истины
- Научное познание
- Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
- Развитие знаний о человеке.
- Духовная культура личности и общества
- Наука и её роль в жизни общества
- Религия как феномен культуры
- Искусство как вид духовного производства.
- Образование и самообразование
- Экономика, её роль в жизни общества
- Типы экономических систем
- Экономический цикл. Экономический рост
- Экономическое содержание собственности Правовые аспекты экономики.
- Производство: структура, факторы, виды.
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт. Рыночный механизм.
- Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
- Социальная структура общества. Неравенство и социальная стратификация.
- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Социальные нормы. Социальное поведение
- Семья как социальный институт и как малая группа.
- Ребенок в семье. Права ребенка
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.
- Политическая система общества Сущность и основные типы государства
- Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы
- Гражданское общество и правовое государство.
- Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы
- Право в системе социальных норм.
- Источники права
- Правоотношения, правонарушения
- Юридическая ответственность и ее виды
- Права и свободы человека
- Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя рф.
- Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
- Правительство Российской федерации
- Судебная система Российской федерации
- Российская федерация и ее субъекты
- 2. Единство системы государственной власти
- Гражданское право. Трудовое право
- Уголовное право. Ответственность несовершеннолетних