Человек как биосоциальное существо
1. Человек, индивид, личность, индивидуальность;
2. Человек как биосоциальное существо;
Человек, индивид, Слова эти в научной и популярной литературе
личность употребляются как близкие по значению. Все
они относятся к тому, кто непосредственно связан с деятельностью. Итак, что же такое человек?
Уверен, что каждый из вас не раз в жизни задумывался о том, кто и что ты есть, старался понять, что представляют собой люди, каков он - человек. Ответ на этот вопрос одновременно и ясен и сложен. Посмотрите на себя в зеркало, и вы увидите образ человека. А каков же он по своей сути? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека? Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то обязательно обнаружится коренное свойство, качество человека. Постичь сущность - это и значит с точки зрения философии выявить главную черту ( или несколько), свойственную именно человеку. Подходы к изучению человека различны. В одном случае мы рассматриваем его как бы «извне» и сопоставляем его с природой, обществом, Богом, другим человеком, ибо все познается в сравнении. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.
Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни. В этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.
В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек представлялся как часть космоса, своего рода «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек - как сочетание разных элементов. Человек не вправе диктовать свою волю природе, а должен следовать естественности.
Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ . Суть этой идеи состоит в том. что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что она воплотится - зависит от поведения человека в нынешней жизни: за мысленный грех - в представителя низшей касты | неприкасаемые), за словесный - в животное, за греховный поступок - в неодушевленный предмет.
В античной философии человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры. Философ Гераклит утверждал, что «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом».
Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мире всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии науки о человеке.
В эпоху Возрождения господствовало представление о безграничности творческих возможностей человека. Человек-творец уподобляется богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны разуму, талантам, творческим началам.
В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХУП в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («мыслю -следовательно, существую»).
Для представителя классической немецкой философии И. Канта вопрос «Что такое человек?» является основным вопросом философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии ХУШ-Х1Х вв. человек представлялся как творец духовной жизни, культуры, носителе идеального начала - духа или разума.
«Индивид» и «Индивидуальность»
Иногда о человеке, выделяющемся среди других, можно слышать: «Он индивидуальность». Близко по значению и происхождению к этому слову и
понятие «индивид». Но они различны. Понятие «индивид» впервые использовал
в своих сочинениях древнеримский ученый, политик, оратор Цицерон. Термин
«индивид» характеризует человека как одного из людей.
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».
Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других, подразумевает не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими
индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи возрождения: живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи. художник, архитектор, гравер, скульптор Альбрехт Дюрер, государственный деятель, историк, поэт, военный теоретик Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность) обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергии не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностями понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Индивидуальностью может обладать не только человек, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. ( пример - Гоголь).
Личность Понятие «личность» неразрывно связано с общественными
свойствами человека. Вне общества индивид неможет стать индивидуальностью ( в противном случае не с кем будет его сравнивать), а тем более личностью.
Философия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности или это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Какие же эти связи?
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Человек постоянно оценивает себя. Другие люди оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других - в современном обществе.. Набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует. любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек. обладающий личностью. Только через это индивид предстает как Человек.
Таким образом, понятие «Личность» связана с понятием «общество».
Человек как биосоциальное
существо
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения, устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду, а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий следует отличать понятие «личность».
Вопросы:
1. Какие условия влияют на изменение видовых признаков людей?
2. Перечислите анатомические, биологические и психологические особенности человеческого организма.
3. Определите связь человека и общества.
4. Как в общественных науках понимается личность? В чем состоит отличие этого понимания от того, как рассматривается человек в естественных науках (например, в биологии) ?
5.Дайте дефиниции понятий «человек», «индивид», индивидуальность»
.
Учебники: Первый – глава 2-я, параграф 1-й.
Второй – раздел 2-й, параграф 4-й
Лекция № 7
Бытие человека. Потребности и способности человека
Понятие «Бытие»;
Потребности человека и их классификация.;
Понятие «Интерес»;
Способности человека.
Понятие «Бытие».
Бытие — это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей объективный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).
Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).
Потребности человека
и их классификация
Потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).
В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:
а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);
б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;
в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).
Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа.
Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.).
Вторичные же потребности включают в себя:
а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);
в) духовные (потребности в самовыражении).
Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности.
Понятие «Интерес».
Классификация.
От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются:
по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
2) по сфере направленности (экономические, политические,социальные, духовные),
3) по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности);
4) по возможностям осуществления (реальные и мнимые).
Способности человека.
Талант и гениальность.
Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.
В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни. Современная наука рассматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологического и социального. Развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематическое музыкальное образование, постоянная практика и т. д.
Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художественные, инженерные и другие способности. Современная психология выделяет и общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих различных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта — неизменной всесторонней умственной одаренности.
Качественный уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Вопросы:
Дайте определение понятий «Бытие» и «Потребность».
Классификация инстинктов.
Приведите классификацию потребностей, в том числе и по А.Маслоу.
Дайте определение понятия «Интерес».
Что такое, по Вашему мнению, способность, талант?
Учебники: Второй – раздел 2-й, параграф 2-й.
Лекция № 8
- Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
- Развитие обществознания в Новое время.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
- Общественный прогресс и его критерии
- Человек как биосоциальное существо
- Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
- Духовный мир человека
- Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- Истина и заблуждение. Критерии истины
- Научное познание
- Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
- Развитие знаний о человеке.
- Духовная культура личности и общества
- Наука и её роль в жизни общества
- Религия как феномен культуры
- Искусство как вид духовного производства.
- Образование и самообразование
- Экономика, её роль в жизни общества
- Типы экономических систем
- Экономический цикл. Экономический рост
- Экономическое содержание собственности Правовые аспекты экономики.
- Производство: структура, факторы, виды.
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт. Рыночный механизм.
- Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
- Социальная структура общества. Неравенство и социальная стратификация.
- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Социальные нормы. Социальное поведение
- Семья как социальный институт и как малая группа.
- Ребенок в семье. Права ребенка
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.
- Политическая система общества Сущность и основные типы государства
- Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы
- Гражданское общество и правовое государство.
- Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы
- Право в системе социальных норм.
- Источники права
- Правоотношения, правонарушения
- Юридическая ответственность и ее виды
- Права и свободы человека
- Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя рф.
- Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
- Правительство Российской федерации
- Судебная система Российской федерации
- Российская федерация и ее субъекты
- 2. Единство системы государственной власти
- Гражданское право. Трудовое право
- Уголовное право. Ответственность несовершеннолетних