logo
Курс лекций по обществознанию техн

Человек как биосоциальное существо

1. Человек, индивид, личность, индивидуальность;

2. Человек как биосоциальное существо;

Человек, индивид, Слова эти в научной и популярной литературе

личность употребляются как близкие по значению. Все

они относятся к тому, кто непосредственно связан с деятельностью. Итак, что же такое человек?

Уверен, что каждый из вас не раз в жизни задумывался о том, кто и что ты есть, старался понять, что представляют собой люди, каков он - человек. Ответ на этот вопрос одновременно и ясен и сложен. Посмотрите на себя в зеркало, и вы увидите образ человека. А каков же он по своей сути? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека? Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то обязательно обнаружится коренное свойство, качество человека. Постичь сущность - это и значит с точки зрения философии выявить главную черту ( или несколько), свойственную именно человеку. Подходы к изучению человека различны. В одном случае мы рассматриваем его как бы «извне» и сопоставляем его с природой, обществом, Богом, другим человеком, ибо все познается в сравнении. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни. В этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек представлялся как часть космоса, своего рода «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек - как сочетание разных элементов. Человек не вправе диктовать свою волю природе, а должен следовать естественности.

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ . Суть этой идеи состоит в том. что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что она воплотится - зависит от поведения человека в нынешней жизни: за мысленный грех - в представителя низшей касты | неприкасаемые), за словесный - в животное, за греховный поступок - в неодушевленный предмет.

В античной философии человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры. Философ Гераклит утверждал, что «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом».

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мире всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии науки о человеке.

В эпоху Возрождения господствовало представление о безграничности творческих возможностей человека. Человек-творец уподобляется богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны разуму, талантам, творческим началам.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХУП в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («мыслю -следовательно, существую»).

Для представителя классической немецкой философии И. Канта вопрос «Что такое человек?» является основным вопросом философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии ХУШ-Х1Х вв. человек представлялся как творец духовной жизни, культуры, носителе идеального начала - духа или разума.

«Индивид» и «Индивидуальность»

Иногда о человеке, выделяющемся среди других, можно слышать: «Он индивидуальность». Близко по значению и происхождению к этому слову и

понятие «индивид». Но они различны. Понятие «индивид» впервые использовал

в своих сочинениях древнеримский ученый, политик, оратор Цицерон. Термин

«индивид» характеризует человека как одного из людей.

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других, подразумевает не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими

индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи возрождения: живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи. художник, архитектор, гравер, скульптор Альбрехт Дюрер, государственный деятель, историк, поэт, военный теоретик Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность) обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергии не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностями понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Индивидуальностью может обладать не только человек, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность - как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. ( пример - Гоголь).

Личность Понятие «личность» неразрывно связано с общественными

свойствами человека. Вне общества индивид неможет стать индивидуальностью ( в противном случае не с кем будет его сравнивать), а тем более личностью.

Философия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности или это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Какие же эти связи?

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Человек постоянно оценивает себя. Другие люди оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других - в современном обществе.. Набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует. любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек. обладающий личностью. Только через это индивид предстает как Человек.

Таким образом, понятие «Личность» связана с понятием «общество».

Человек как биосоциальное

существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, со­знанием, высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупно­стью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разно­видности), которые, когда речь идет о человеке, обо­значаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические ана­томические, физиологические и биологические при­знаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает та­кими свойственными этому виду биологическими па­раметрами, которые позволяют ему с успехом участ­вовать в любой из сфер жизнедеятельности всего че­ловеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту ос­нову, на которой происходит формирование собствен­но человеческих качеств. Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифферен­цированных звуков;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения, устойчивость сексуального влечения, влияю­щая на формы семьи и на ряд других социальных яв­лений.

Будучи природным существом, живу­щим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе по­добных ему людей. Такие важные факторы жизне­деятельности человека, как сознание, речь, не пе­редаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкрет­ного человека, рассматриваемого в качестве биосо­циального существа. Понятие «человек», употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду, а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий следует отличать понятие «личность».

Вопросы:

1. Какие условия влияют на изменение видовых признаков людей?

2. Перечислите анатомические, биологические и психологические особенности человеческого организма.

3. Определите связь человека и общества.

4. Как в общественных науках понимается личность? В чем состоит отличие этого понимания от того, как рассматривается человек в естественных науках (например, в биологии) ?

5.Дайте дефиниции понятий «человек», «индивид», индивидуальность»

.

Учебники: Первый – глава 2-я, параграф 1-й.

Второй – раздел 2-й, параграф 4-й

Лекция № 7

Бытие человека. Потребности и способности человека

  1. Понятие «Бытие»;

  2. Потребности человека и их классификация.;

  3. Понятие «Интерес»;

  4. Способности человека.

Понятие «Бытие».

Бытие — это наиболее общее и абстрактное по­нятие, обозначающее существование чего-либо вооб­ще. В философии этим понятием обозначают и су­ществующий независимо от сознания людей объек­тивный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).

Мотивы деятельности человека связаны с удовлет­ворением его потребностей. Под потребностью в обы­денном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнеде­ятельности организма, человеческой личности, соци­альной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не пережи­ваемую человеком нужду, а постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует по­требности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

Потребности человека

и их классификация

По­требности выступают постоянным внутренним побу­дителем всякой активности (в том числе и человече­ской деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биоло­гический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые на­правлены на обеспечение жизнедеятельности орга­низма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необхо­димость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориенти­ровочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно ус­ловно разделить на три группы: биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Та­кое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. Он отделял первичные (врожден­ные) потребности от вторичных (благоприобретен­ных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводст­ве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в зав­трашнем дне, в гарантии занятости и т. д.).

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, ува­жении со стороны других, достижении успеха, слу­жебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня стано­вятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлин­ные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к фи­зической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, об­щественно полезной жизнедеятельности, способст­вуют физическому и духовному совершенствованию личности.

Понятие «Интерес».

Классификация.

От потребностей следует отличать интересы лю­дей. Интерес это такая осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными сти­мулами к различным видам деятельности. Интересы различаются:

  1. по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);

2) по сфере направленности (экономические, политические,социальные, духов­ные),

3) по степени осознанности (действующие стихий­но или на основе разработанной программы деятель­ности);

4) по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Способности человека.

Талант и гениальность.

Направляемая действием потребностей человече­ская деятельность осуществляется благодаря нали­чию у индивида богатейшего комплекса способнос­тей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успеш­ность выполнения определенного рода деятельнос­ти. Способности не сводятся к имеющимся у индиви­да знаниям, умениям и навыкам. Они обнаружива­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, пере­даваемые по наследству и изначально присущие ин­дивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни. Современная наука рас­сматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологическо­го и социального. Развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематиче­ское музыкальное образование, постоянная практика и т. д.

Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художест­венные, инженерные и другие способности. Совре­менная психология выделяет и общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих различ­ных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта — не­изменной всесторонней умственной одаренности.

Качественный уровень развития способностей вы­ражается понятиями таланта и гениальности. Талан­том называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельнос­ти, отличающийся новизной, высоким совершенст­вом и общественной значимостью. Гениальность высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятий «Бытие» и «Потребность».

  2. Классификация инстинктов.

  3. Приведите классификацию потребностей, в том числе и по А.Маслоу.

  4. Дайте определение понятия «Интерес».

  5. Что такое, по Вашему мнению, способность, талант?

Учебники: Второй – раздел 2-й, параграф 2-й.

Лекция № 8