logo
Курс лекций по обществознанию техн

Религия как феномен культуры

  1. Определение понятия «Религия»;

  2. Происхождение религии;

  3. Мировые религии.

Определение понятия

«Религия»;

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обраще­ние к чему-либо. Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, тради­ции. Tак, марксистская методология определяла ре­лигию как специфическую форму общественного со­знания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних» сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и чело­веком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представ­лений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа лю­бой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им.

Происхождение религии;

Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистическиe учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Для достижения желаемых целей этиx сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные гарантировать получение искомого результата. Постепенно сформировалась и вера в то, что подобные (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к заветным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъестественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логичность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику (само слово «тотем» на языке североамериканских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объ­единения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным коли­чеством ритуалов, магией (колдовством), под кото­рой понимаются действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окру­жающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магиче­ские свойства различных предметов (амулетов, фигу­рок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рам­ках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной церковью.

Тотемизм сменился анимизмом (от лат. anima — душа), т. е. верой и духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек на­селил духами весь окружающий мир: душой облада­ют животные, растения, явления природы. Посте­пенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются не­сколько особенно могущественных — богов. Посте­пенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качест­ва и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и моно­теистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древнегреческая и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие современные религии, хотя в каждой из ниx сохраняются следы политеизма.

Мировые религии.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, состав­ляющие основу религиозной жизни отдельных наций {например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Их всего три; христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) космополитизм: они носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и госу­дарств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская ак­тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою перу лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых рели­гий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд че­ловек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.

Наиболее кратко и афористично функции рели­гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохраня­ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Но часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств (и наоборот). Однако идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживает человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах (особенно в бывших социалистиче­ских) роль и авторитет церкви растут. Очевидно, однако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.

Вопросы:

  1. Что такое религия? Взгляды с разных позиций.

  2. Тотемизм, фетишизм, анимизм- что означают эти понятия? Поясните.

  3. Охарактеризуйте монотеистические и политеистические религии.

  4. Признаки мировых религий.

  5. Роль религии в обществе.

Источники: первый – глава -я, параграф 4-й;

второй - раздел 4-й, параграф 5-й.

третий – раздел 1-й, глава 3-я, параграф 14.

Лекция № 21