logo
Курс лекций по обществознанию техн

Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы

1.

Субъективная сторона политической жизни нахо­дит свое отражение в политическом сознании. Оно способно опережать практику: прогнозировать раз­витие политического процесса, а, следовательно, и оказывать на него значительное воздействие. Одной из форм политического сознания является политиче­ская идеология - определяе­мая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на поли­тическое устройство общества.

Схема № 22 . Функции политической идеологии

Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:

1) задает систему смыслов, ориентации человече­ской деятельности;

2) предлагает более совершенные идеалы, выступа­ет в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. При этом политическая иде­ология призвана не столько пропагандировать свои цели и установки, сколько добиваться целенаправлен­ных действий людей во исполнение поставленных ею задач;

3) внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего;

4) противостоит частным интересам, разъединяю­щим людей, объединяет их в партии, группы, тече­ния, стремится сплотить, интегрировать общество;

5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

Классические политические идеологии формиру­ются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стре­мились к созданию разумного общественного устрой­ства, что требовало от них четко сформулированных идей.

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализ­ма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принци­пами этой идеологии являются свобода личности, не­ограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешатель­ства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего об­щественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либера­лизма, сформулированные еще А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свобо­ды предпринимательства, неприкосновенности част­ной собственности, ликвидации регламентации эко­номической жизни (лозунг laissez faire

— «не мешай­те действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В соци­альной сфере либералы требовали обеспечения равен­ства всех людей перед законом (равенство возмож­ностей), разрушения сословных и кастовых перегоро­док, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, пре­стиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Полити­ческая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политиче­ского плюрализма, терпимости к инакомыслию, раз­деления властей. Идеалом общественно-политиче­ского устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, со­гласно либеральной доктрине, основываться на прин­ципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обя­занности.

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд но­вых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль госу­дарства, включая в число его функций защиту свобо­ды предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту мало­обеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма ле­жат в основе организации жизни большинства запад­ных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохра­нять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Берком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Ве­ликой французской революции. Консерватизм отста­ивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не толь­ко революционные изменения, но с известным недо­верием относится и к реформистским попыткам пе­реустройства общества. Общество — это не какая-то машина, а прежде всего духовная реальность с хруп­кой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимос­ти. Консерваторы не верят в неограниченные воз­можности человеческого разума и не испытывают оптимизма относительно общественного прогресса. Современные социальные институты не сконструиро­ваны человеком сознательно, а являются воплощени­ем длительного процесса исторического развития. Классический консерватизм указывал и на то, что общественными делами наряду с разумом правит Провидение, направляющее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновациями. Неприемлема для консерватизма и идея социального равенства: иерар­хичность человеческого общества предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для кон­серваторов является противостоящий хаосу порядок, в поддержании которого огромную роль играет госу­дарство. Свобода не имеет абсолютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для кон­серваторов интересы государства, общества, социаль­ной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вме­шиваться в отношения, которые регулируются мо­ралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабиль­ность. Верность им способна разрешить все противо­речия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тен­денция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. От­ветственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства со­циальные нагрузки. Государство должно лишь обес­печить необходимые индивиду жизненные условия. Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к класси­ческому либерализму XIX в.

Третья политическая идеология — социализм (от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдель­ные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.). а в конце XVIII — начале XIX в, — так на­зываемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симо­ну, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К, Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исхо­дят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективист­ском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, по­рождающие разрушительные социальные конфлик­ты. Смысловым стержнем социалистической идеоло­гии служит идея равенства и социальной справедли­вости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отноше­нии). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, поли­цией и т. д.).

Уже в конце XIX — начале XX в. начинается обо­собление двух направлений в научном социализме — ортодоксального (марксистско-ленинского) и социал-демократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин, разработав­ший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуаз­ной государственной машины» и установлении дик­татуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политиче­ская задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каут­ский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного дости­жения общественного идеала, о связи идеалов спра­ведливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в усло­виях стабильного политического развития. Идеоло­гия «демократического социализма» взята на воору­жение многими социалистическими партиями совре­менного мира.

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирую­щиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим пробле­мам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, иде­ологического плюрализма, уважение к правам и сво­бодам личности, взаимная ответственность гражда­нина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъек­тивной потребностью людей в целостной и непроти­воречивой системе установок и ценностей, облегчаю­щей им ориентацию в социально-политической дей­ствительности .

Политическая культура

и ее типы

Политическая культура это передаваемый из поколения в поколение опыт политической де­ятельности, в котором соединены знания, убежде­ния и модели поведения человека и социальных групп.

На складывание политической культуры того или иного общества оказывают влияние различные факторы. Принципиальное значение для понимания особенностей политической культуры имеет учет цивилизационного фактора исторического развития. Мощное воздействие на эволюцию политической культуры оказывает и национально-исторический фактор (исторические традиции, этнические особенности, хозяйственно-географические условия развития, национальная психология народа). На уровень политической культуры оказывают влияние социально-экономические факторы: экономическая стабильность, степень экономической свободы.

Схема № 23 . Функции политической культуры

Важнейшими функциями политической культу­ры являются:

1) познавательная функция — формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;

2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей об­щественного согласия в рамках существующей поли­тической системы;

3) коммуникативная функция — установление различного рода связей между участниками полити­ческого процесса на основе общих для них ценнос­тей, а также передача политического опыта от поко­ления к поколению;

4) нормативно-регулятивная функция — форми­рование и закрепление в общественном сознании не­обходимых политических установок, мотивов и норм поведения;

5) воспитательная функция — формирование по­литических качеств, политическая социализация личности.

Амери­канские ученые- политологи С. Верба и Г. Алмонд вы­делили три «чистых» типа политической культуры:

1.Патриархальная политическая культура - ха­рактеризуется полным отсутствием у членов сообще­ства интереса к политическим институтам, глобаль­ным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политиче­ской культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии.

2. Подданническая политическая культура - отли­чается ориентацией субъектов на политическую сис­тему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное пред­ставление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо при­каза.

3. Гражданская политическая культура - (или по­литическая культура участия) присуща современ­ным развитым демократическим государствам. Но­сители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть актив­ными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздейст­вуют на принятие решений государственными орга­нами.

В реальности редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современ­ных обществ характерны смешанные типы: патриар­хально-подданническая, подданническо-гражданская и патриархально-гражданская политическая куль­тура.- Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Наряду с общей политической культурой могут складываться и так называемые субкультуры, которые выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения.

Вопросы:

1. Ваше понимание политической идеологии как одной из форм политического сознания.

2. Назовите функции политической идеологии и поясните каждую из них.

3. В каком веке формируются классические политические идеологии ?

4. Изложите базовые принципы учения представителей либерализма – Т. Гоббса, Д. Локка, английского экономиста А. Смита.?

5. Проанализируйте основные принципы третьей политической идеологии – социализма; назовите основателей, свяжите с сегодняшней ситуацией в мире.

6. Дайте определение понятия «политическая культура» и установите её связь общей культурой.

7. Раскройте суть каждой функции политической культуры.

8. Амери­канские ученые- политологи С. Верба и Г. Алмонд вы­делили три «чистых» типа политической культуры. Назовите их и объясните содержание каждого типа

.

Источники: первый – глава 3-я, параграф 8;

второй – раздел 7-й, параграфы 12-13.

Практическое занятие № 4: ролевая игра: « Права несовершеннолетних согласно Трудовому кодексу РФ».

Лекция № 45