logo
Курс лекций по обществознанию техн

Образование и самообразование

  1. Сущность образования;

  2. Цель и функции образования;

  3. Основные принципы системы образования при реформировании образования в современной России.

Сущность образования;

Среди социальных институтов современного общества образование играет важнейшую роль, представляя собой одну из основных отраслей человеческой, а именно, духовной деятельности.

Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если такие знания приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то говорят о его самообразовании.

Цель и функции образования

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития.

Функции образования:

• Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;

• Сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение;

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Различают следующие этапы образования:

начальное; среднее; среднее специальное; высшее.

Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государственный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными (монастырскими). Они подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В первых готовили в основном приходских священников. Обучение было платным и велось па латинском языке.

Более крупные средневековые школы давали иное образование. В таких школах изучали так называемые «семь свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Обучение в таких школах могло длиться 12-13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских частных городских и муниципальных школ. Растущим городам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви в таких школах падало, «мертвая» латынь вытеснялась живым национальным языком.

K средневековью относится и появление первых высших учебных заведений - университетов. Создавались они либо на базе бывших кафедральных школ (Парижский университет, возникший на базе школы при Соборе Парижской богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (например, Болонский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои занятия по предметам - факультетам. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и преподаватели избирали руководителя университета- ректора. Университет обычно имел три факультета -юридический, богословский и медицинский.

В Х1У-ХУ веках появляются коллегии (впоследствии колледж). Сначала коллегиями называли общежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты, как в университетах. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля - Сорбонна - разрослась и дала свое название самому крупному университету Европы - Парижскому . К концу ХУК в. В Европе существовало около 80 университетов, некоторые из них существуют и сегодня: Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Краковский и др.

В нашей стране первые университеты появились очень поздно. Только усилиями М.В.Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны графа Шувалова в России появился первый университет: 12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля состоялась его инаугурация - торжественный акт открытия. Студенты обучались на трех факультетах I, философском, медицинском и юридическом. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин. Наиболее способных отправляли на стажировку в европейский; университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, затем переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной специальности.

XX век стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации неграмотности среди населения. В развитых странах получение среднего образования стало обязательным. Образование в XX в. превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся.

Основные принципы системы

образования при её реформировании

в современной России

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.

В настоящее время образовательная политика в Российской Федерации строится на следующих принципах:

— гуманистический характер образования;

— приоритет общечеловеческих ценностей;

— право личности на свободное развитие;

— единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

— общедоступность образования;

— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

— светский характер образования в государственных учреждениях;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы выделяются".

— демократизация системы обучения и воспитания;

— гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

— компьютеризацию процесса образования;

— интернализацию процесса образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Содержание образования дополняется новыми современными процессуальными умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией. Традиционные способы ретрансляции знаний - устная и письменная речь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. При этом особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека XXI века.

Вопросы:

  1. Дайте определение образования, укажите его цель;

  2. В чем, по вашему, функции образования?

  3. Перечислите этапы образования в России.

  4. Осветите краткую историю университетов в Европе.

  5. Охарактеризуйте кратко основные принципы образования в России.

  6. В чем суть новой системы образования в России?

Источники: первый – глава 6-я, параграф 6-й;

второй - раздел 4-й, параграф 7-й;

третий – раздел 3-й, глава 12-я, параграф 45-й.

Лекция № 23