Образование и самообразование
Сущность образования;
Цель и функции образования;
Основные принципы системы образования при реформировании образования в современной России.
Сущность образования;
Среди социальных институтов современного общества образование играет важнейшую роль, представляя собой одну из основных отраслей человеческой, а именно, духовной деятельности.
Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если такие знания приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то говорят о его самообразовании.
Цель и функции образования
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития.
Функции образования:
• Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;
• Сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение;
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Различают следующие этапы образования:
начальное; среднее; среднее специальное; высшее.
Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государственный аппарат.
В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными (монастырскими). Они подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В первых готовили в основном приходских священников. Обучение было платным и велось па латинском языке.
Более крупные средневековые школы давали иное образование. В таких школах изучали так называемые «семь свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Обучение в таких школах могло длиться 12-13 лет.
Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских частных городских и муниципальных школ. Растущим городам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви в таких школах падало, «мертвая» латынь вытеснялась живым национальным языком.
K средневековью относится и появление первых высших учебных заведений - университетов. Создавались они либо на базе бывших кафедральных школ (Парижский университет, возникший на базе школы при Соборе Парижской богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (например, Болонский университет).
Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои занятия по предметам - факультетам. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и преподаватели избирали руководителя университета- ректора. Университет обычно имел три факультета -юридический, богословский и медицинский.
В Х1У-ХУ веках появляются коллегии (впоследствии колледж). Сначала коллегиями называли общежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты, как в университетах. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля - Сорбонна - разрослась и дала свое название самому крупному университету Европы - Парижскому . К концу ХУК в. В Европе существовало около 80 университетов, некоторые из них существуют и сегодня: Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Краковский и др.
В нашей стране первые университеты появились очень поздно. Только усилиями М.В.Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны графа Шувалова в России появился первый университет: 12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля состоялась его инаугурация - торжественный акт открытия. Студенты обучались на трех факультетах I, философском, медицинском и юридическом. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин. Наиболее способных отправляли на стажировку в европейский; университеты.
Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, затем переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной специальности.
XX век стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации неграмотности среди населения. В развитых странах получение среднего образования стало обязательным. Образование в XX в. превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся.
Основные принципы системы
образования при её реформировании
в современной России
Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.
В настоящее время образовательная политика в Российской Федерации строится на следующих принципах:
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей;
— право личности на свободное развитие;
— единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
— общедоступность образования;
— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
— светский характер образования в государственных учреждениях;
— свобода и плюрализм в образовании;
— демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.
Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы выделяются".
— демократизация системы обучения и воспитания;
— гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
— компьютеризацию процесса образования;
— интернализацию процесса образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Содержание образования дополняется новыми современными процессуальными умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией. Традиционные способы ретрансляции знаний - устная и письменная речь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. При этом особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека XXI века.
Вопросы:
Дайте определение образования, укажите его цель;
В чем, по вашему, функции образования?
Перечислите этапы образования в России.
Осветите краткую историю университетов в Европе.
Охарактеризуйте кратко основные принципы образования в России.
В чем суть новой системы образования в России?
Источники: первый – глава 6-я, параграф 6-й;
второй - раздел 4-й, параграф 7-й;
третий – раздел 3-й, глава 12-я, параграф 45-й.
Лекция № 23
- Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
- Развитие обществознания в Новое время.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
- Общественный прогресс и его критерии
- Человек как биосоциальное существо
- Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
- Духовный мир человека
- Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- Истина и заблуждение. Критерии истины
- Научное познание
- Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
- Развитие знаний о человеке.
- Духовная культура личности и общества
- Наука и её роль в жизни общества
- Религия как феномен культуры
- Искусство как вид духовного производства.
- Образование и самообразование
- Экономика, её роль в жизни общества
- Типы экономических систем
- Экономический цикл. Экономический рост
- Экономическое содержание собственности Правовые аспекты экономики.
- Производство: структура, факторы, виды.
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт. Рыночный механизм.
- Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
- Социальная структура общества. Неравенство и социальная стратификация.
- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Социальные нормы. Социальное поведение
- Семья как социальный институт и как малая группа.
- Ребенок в семье. Права ребенка
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.
- Политическая система общества Сущность и основные типы государства
- Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы
- Гражданское общество и правовое государство.
- Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы
- Право в системе социальных норм.
- Источники права
- Правоотношения, правонарушения
- Юридическая ответственность и ее виды
- Права и свободы человека
- Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя рф.
- Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
- Правительство Российской федерации
- Судебная система Российской федерации
- Российская федерация и ее субъекты
- 2. Единство системы государственной власти
- Гражданское право. Трудовое право
- Уголовное право. Ответственность несовершеннолетних