logo
Курс лекций по обществознанию техн

Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности

1. Древние мыслители о мире и обществе;

2. Древнеиндийские веды о происхождении мира;

3. Мудрецы даосской школы;

4. Конфуцианство;

5. Платон и Аристотель об обществе и государстве;

Древние мыслители Люди издавна пытались объяснять существование

о мире и обществе общества: как возникло общества, как оно разви-

вается? Куда оно идет в своем развитии, каковы перспективы его развития? Ответы на эти вопросы давались в зависимости от уровня развития общества.

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира являлась мифология (миф – предание, сказание, логос – слово, учение). Мифы существовали у всех народов и объясняли происхождение земли, людей, с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, передавалась духовная связь поколений. В древних мифах о происхождении мира и людей в основном выделяются две идеи: идея творения и идея развития ( мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния).

Наряду с мифологией свои ответы искали возникшие позднее религия и философия. Индия, Китай и Греция стали теми очагами древней цивилизации, где зародилась философская картина мира.

Древнеиндийские веды Первым источником философской мудрости в

о происхождении мира Древней Индии стала так называемая ведическая

литература (веда – знание) – большой набор текстов, которые составлялись в течение девяти веков (1500-600 гг. до Новой эры). Они объясняли всё действием универсального космического порядка, которому подчинено все. Начало творению положило жертвоприношение: солнце дарит свет, тепло, чтобы люди могли жить на земле; мать жертвует силу и здоровье детям; зверь жертвует жизнь, чтобы спасти свое дитя. Многообразный мир вселенной населен людьми и духами. Все имеет душу.

Какое место занимают люди в мире? Представим структуру общества в виде лестницы. На первой ступени – боги. За ними следуют люди, социальная структура которых отражает мир богов.

1. Выше всех – брахманы ( мудрецы, жрецы) – толкователи вед (цвет белый).

2. Кшатрии ( воины, правители) – цвет красный;

3. Вайшьи – класс земледельцев и скотоводов. ИХ желтый цвет олицетворяет умеренность и трудолюбие.

4. На самой низкой социальной ступени лестницы стоят судры (шудры) – слуги с черным цветом варны, означающим невежество.

За миром богов и людей располагаются демоны, духи, обитатели ада. Они полностью зависят от условий жизни, в которые попали, и занимают низшее место в космосе.

Одной из основных частей древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме. Сущность его: после смерти душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но от человека зависит, в какое тело она вселится. Тот, кто совершал благие дела, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрии или вайшья. Тот, чья жизнь не была праведной, может в будущей жизни родиться членом низшей касты или даже животным, а то и камнем, деревом и т.д. Неблагоприятную карму можно изменить только добрыми делами, праведной жизнью на основе пяти буддийских заповедей: не вредить живым существам; не брать чужого; не иметь запрещенных половых контактов; не вести лживых и праздных разговоров; не пользоваться опьяняющими напитками.

Одним из способов освобождения души является йога (соединение, связь). Цели основных этапов йоги – самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация (созерцание), освобождение души от внешней оболочки.

Мудрецы Даосской По представлению древних китайцев человек,

школы объединяющий темное и светлое, мужское и

женское, активное и пассивное занимает некое срединное положение в мире и должен служить посредником между ИНЬ (темное начало, пассивное ожидание, и ЯНЬ (светлое, активное, освещающее путь познания). Человек не царь Вселенной, не покоритель природы. Он должен следовать естественному ходу вещей, не пытаясь его изменить. Сторонники этого учения – даосизма (учение о пути)- одного из важнейших направлений древнекитайской философии, учили, что все в мире находится в движении, в пути («Дао» – путь), все непостоянно и имеет конец

. Главное – следовать установленному миропорядку, соответствующему ДАО.

Конфуцианство В древнем Китае появились учения, в центре

которых личность «не для себя», а для общества. Это относится к философской школе Конфуция (55-479 гг. до н.э.) Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В своей повседневной жизни им следует руководствоваться определенными правилами: помогать людям достичь того, к чему стремишься сам; не делать другим того, чего не желаешь себе.

Конфуций уделил большое внимание вопросам государственности. Правильное государство – где высшее положение занимают, вместе с императором, слой людей: философы, литераторы, ученые, чиновники. Государство – одна семья, где отношения регулируются моральными нормами.

Платон и Аристотель В историю развития знаний и представлений

о человеке, общественных формах его бытия яркие страницы вписали философы античности – Сократ, Аристотель, Платон, Демокрит, Эпикур и др.

Социальная теория Платона изложена в его работах «Государство», «Законы», «Политик».

Платон ( 427-347 гг.до н.э.) считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения в жилье, пище, одежде. Такое совместное поселение называется государством. Оно обеспечивает защиту населения и территории от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные люди, способные мудро управлять государством. Основной принцип идеального государства – справедливость. Руководствуясь ею, государство решает самые важные задачи: защиту людей, обеспечение их материального благосостояния, создание условий для их творческой деятельности и духовного развития.

Платон подразделял людей на три группы:

1. Те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости. Это мудрецы. Они должны править государством.

2. Те, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга – это воины и «стражи», которые должны заботиться о защите государства.

3. Люди, призванные заниматься физическим трудом – крестьяне и ремесленники.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – величайший ученый античности. Он считается основоположником многих наук, в том числе науки об обществе. Развивая идеи Платона о государстве, в трактате «Политика» Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил выше над всеми. Аристотель считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении противозаконных средств обогащения. Основная задача государства – недопущение чрезмерного роста политической власти личности, чрезмерного обогащения граждан, удержание в повинности рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, так как они могут существовать только по воле других.

Вопросы:

  1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты?

  2. Какие ученые играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложите их основные положения.

  3. Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит различие между их точками зрения?

  4. Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти?

  5. Какая форма государственной власти, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой?

Источники:

1-й – глава 1-я, пар. 2., 2-й – раздел 1-й, пар. 2.

Лекция № 3