Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
1. Древние мыслители о мире и обществе;
2. Древнеиндийские веды о происхождении мира;
3. Мудрецы даосской школы;
4. Конфуцианство;
5. Платон и Аристотель об обществе и государстве;
Древние мыслители Люди издавна пытались объяснять существование
о мире и обществе общества: как возникло общества, как оно разви-
вается? Куда оно идет в своем развитии, каковы перспективы его развития? Ответы на эти вопросы давались в зависимости от уровня развития общества.
На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира являлась мифология (миф – предание, сказание, логос – слово, учение). Мифы существовали у всех народов и объясняли происхождение земли, людей, с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, передавалась духовная связь поколений. В древних мифах о происхождении мира и людей в основном выделяются две идеи: идея творения и идея развития ( мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния).
Наряду с мифологией свои ответы искали возникшие позднее религия и философия. Индия, Китай и Греция стали теми очагами древней цивилизации, где зародилась философская картина мира.
Древнеиндийские веды Первым источником философской мудрости в
о происхождении мира Древней Индии стала так называемая ведическая
литература (веда – знание) – большой набор текстов, которые составлялись в течение девяти веков (1500-600 гг. до Новой эры). Они объясняли всё действием универсального космического порядка, которому подчинено все. Начало творению положило жертвоприношение: солнце дарит свет, тепло, чтобы люди могли жить на земле; мать жертвует силу и здоровье детям; зверь жертвует жизнь, чтобы спасти свое дитя. Многообразный мир вселенной населен людьми и духами. Все имеет душу.
Какое место занимают люди в мире? Представим структуру общества в виде лестницы. На первой ступени – боги. За ними следуют люди, социальная структура которых отражает мир богов.
1. Выше всех – брахманы ( мудрецы, жрецы) – толкователи вед (цвет белый).
2. Кшатрии ( воины, правители) – цвет красный;
3. Вайшьи – класс земледельцев и скотоводов. ИХ желтый цвет олицетворяет умеренность и трудолюбие.
4. На самой низкой социальной ступени лестницы стоят судры (шудры) – слуги с черным цветом варны, означающим невежество.
За миром богов и людей располагаются демоны, духи, обитатели ада. Они полностью зависят от условий жизни, в которые попали, и занимают низшее место в космосе.
Одной из основных частей древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме. Сущность его: после смерти душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но от человека зависит, в какое тело она вселится. Тот, кто совершал благие дела, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрии или вайшья. Тот, чья жизнь не была праведной, может в будущей жизни родиться членом низшей касты или даже животным, а то и камнем, деревом и т.д. Неблагоприятную карму можно изменить только добрыми делами, праведной жизнью на основе пяти буддийских заповедей: не вредить живым существам; не брать чужого; не иметь запрещенных половых контактов; не вести лживых и праздных разговоров; не пользоваться опьяняющими напитками.
Одним из способов освобождения души является йога (соединение, связь). Цели основных этапов йоги – самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация (созерцание), освобождение души от внешней оболочки.
Мудрецы Даосской По представлению древних китайцев человек,
школы объединяющий темное и светлое, мужское и
женское, активное и пассивное занимает некое срединное положение в мире и должен служить посредником между ИНЬ (темное начало, пассивное ожидание, и ЯНЬ (светлое, активное, освещающее путь познания). Человек не царь Вселенной, не покоритель природы. Он должен следовать естественному ходу вещей, не пытаясь его изменить. Сторонники этого учения – даосизма (учение о пути)- одного из важнейших направлений древнекитайской философии, учили, что все в мире находится в движении, в пути («Дао» – путь), все непостоянно и имеет конец
. Главное – следовать установленному миропорядку, соответствующему ДАО.
Конфуцианство В древнем Китае появились учения, в центре
которых личность «не для себя», а для общества. Это относится к философской школе Конфуция (55-479 гг. до н.э.) Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В своей повседневной жизни им следует руководствоваться определенными правилами: помогать людям достичь того, к чему стремишься сам; не делать другим того, чего не желаешь себе.
Конфуций уделил большое внимание вопросам государственности. Правильное государство – где высшее положение занимают, вместе с императором, слой людей: философы, литераторы, ученые, чиновники. Государство – одна семья, где отношения регулируются моральными нормами.
Платон и Аристотель В историю развития знаний и представлений
о человеке, общественных формах его бытия яркие страницы вписали философы античности – Сократ, Аристотель, Платон, Демокрит, Эпикур и др.
Социальная теория Платона изложена в его работах «Государство», «Законы», «Политик».
Платон ( 427-347 гг.до н.э.) считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения в жилье, пище, одежде. Такое совместное поселение называется государством. Оно обеспечивает защиту населения и территории от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные люди, способные мудро управлять государством. Основной принцип идеального государства – справедливость. Руководствуясь ею, государство решает самые важные задачи: защиту людей, обеспечение их материального благосостояния, создание условий для их творческой деятельности и духовного развития.
Платон подразделял людей на три группы:
1. Те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости. Это мудрецы. Они должны править государством.
2. Те, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга – это воины и «стражи», которые должны заботиться о защите государства.
3. Люди, призванные заниматься физическим трудом – крестьяне и ремесленники.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – величайший ученый античности. Он считается основоположником многих наук, в том числе науки об обществе. Развивая идеи Платона о государстве, в трактате «Политика» Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил выше над всеми. Аристотель считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении противозаконных средств обогащения. Основная задача государства – недопущение чрезмерного роста политической власти личности, чрезмерного обогащения граждан, удержание в повинности рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, так как они могут существовать только по воле других.
Вопросы:
Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты?
Какие ученые играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложите их основные положения.
Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит различие между их точками зрения?
Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти?
Какая форма государственной власти, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой?
Источники:
1-й – глава 1-я, пар. 2., 2-й – раздел 1-й, пар. 2.
Лекция № 3
- Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
- Развитие обществознания в Новое время.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
- Общественный прогресс и его критерии
- Человек как биосоциальное существо
- Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
- Духовный мир человека
- Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- Истина и заблуждение. Критерии истины
- Научное познание
- Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
- Развитие знаний о человеке.
- Духовная культура личности и общества
- Наука и её роль в жизни общества
- Религия как феномен культуры
- Искусство как вид духовного производства.
- Образование и самообразование
- Экономика, её роль в жизни общества
- Типы экономических систем
- Экономический цикл. Экономический рост
- Экономическое содержание собственности Правовые аспекты экономики.
- Производство: структура, факторы, виды.
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт. Рыночный механизм.
- Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
- Социальная структура общества. Неравенство и социальная стратификация.
- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Социальные нормы. Социальное поведение
- Семья как социальный институт и как малая группа.
- Ребенок в семье. Права ребенка
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.
- Политическая система общества Сущность и основные типы государства
- Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы
- Гражданское общество и правовое государство.
- Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы
- Право в системе социальных норм.
- Источники права
- Правоотношения, правонарушения
- Юридическая ответственность и ее виды
- Права и свободы человека
- Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя рф.
- Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
- Правительство Российской федерации
- Судебная система Российской федерации
- Российская федерация и ее субъекты
- 2. Единство системы государственной власти
- Гражданское право. Трудовое право
- Уголовное право. Ответственность несовершеннолетних