logo
Курс лекций по обществознанию техн

Предпринимательство: сущность, функции, виды

  1. Сущность и виды предпринимательства;

  2. Функции предпринимательства;

  3. Группы предпринимателей. Прибыль и издержки производства.

Сущность и виды предпринимательства;

Под предпринимательством обычно понимают определенный способ хозяйствования, утвердив­шийся в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции. К предпринимательству относят любую де­ятельность, направленную на получение прибыли и не запрещенную законом. Первые ростки предпринимательства начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

В наши дни предпринимательской деятельностью называется производственно-хозяйственная деятель­ность, осуществляемая на свой страх и риск и на­правленная на получение прибыли.

Предпринимательской деятельности присущи не­которые специфические черты, которые иногда так­же называют принципами предпринимательства:

1) предприниматель всегда выступает как незави­симый, самостоятельно хозяйствующий субъект;

2) предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций);

3) предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения;

4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли.

Различают предпринимательство индивидуальное и коллективное. Индивидуальным предпринимательством называется любая созидательная деятельность одного человека и его семьи. Коллективное предпринимательство — это некоторое дело, которым занят целый коллектив. Оно включает в себя мелкий (до 50 человек), средний (до 500 человек) и крупный (до нескольких тысяч человек) бизнес.

В зависимости от связи с основными стадиями воспроизводственного процесса предпринимательство подразделяют на производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

Производственное предпринимательство относится к числу самых общественно необходимых и одно­временно самых сложных видов бизнеса. Его основу составляет производство любой направленности: ма­териальное, интеллектуальное, творческое.

Сущность коммерческого предпринимательства состоит в продаже предпринимателем готовых товаров, приобретенных им у других лиц.

Финансовое предпринимательство представляет собой особый вид предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают день­ги, иностранная валюта, ценные бумаги, продавае­мые покупателю или предоставляемые в кредит.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель-страховщик гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного (страхового) случая.

Посредническое предпринимательство характери­зуется тем, что предприниматель способствует на­хождению продавцами покупателей и наоборот и за­ключению между ними сделки купли-продажи.

Функции предпринимательства.

Ученые-экономисты выделяют три основные функции предпринимательства.

Первая функция — ресурсная. Для любой хозяй­ственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные, трудовые. Предприниматель, начинающий свое дело, способст­вует их соединению в единое целое, повышая таким образом эффективность экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предприни­мательства — организационную. Предприниматель использует свои способности, обеспечивая такое со­единение факторов производства, которое призвано способствовать достижению поставленной цели — получению высокого дохода. Третья функция пред­принимательства — творческая, связана с новаторст­вом в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними достижениями НТП и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направле­ние предпринимательства — венчурное (рисковое) предпринимательство, сущностью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий.

Группы предпринимателей.

Прибыль и издержки производства.

Отсчет нынешней истории предпринимательства начинается с 1 января 1991 г., когда всту­пил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятель­ности». По действующему сейчас российскому за­конодательству предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск де­ятельность, направленная на систематическое полу­чение прибыли от пользования имуществом, прода­жи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). В дан­ной статье ГК РФ приведен основной критерий вы­членения предпринимательства из общей массы эко­номической деятельности, а именно: присущая ему цель — систематическое получение прибыли.

Прибылью называют доход предпринимателя, получаемый в виде прироста вложенного в npouзводство капитала. Получение прибыли является главным стимулом и основным показателем эффективности любого предприятия. Высокие прибыли заставляют капиталы и рабочую силу мигрировать из одной отрасли в другую, поскольку прибыль в раз­ных отраслях экономики — производстве, банковском деле, торговле — образуется неодинаково и размер ее может существенно отличаться.

Прибыль представляет собой превышение общей выручки от продажи продукции над всеми расхода­ми на производство. Практически и статистически ее рассчитывают как остаток после вычета издержек производства из объема продаж. Например, если было продано товаров на 40 000 р., а издержки про­изводства составили 20 000 р., то прибыль равняется 20 000 р.

Издержки производства это денежные затра­ты, понесенные предпринимателем в процессе про­изводства продукции. Выделяют постоянные и пере­менные издержки производства. К постоянным отно­сятся те издержки, которые предприятие должно нести в любом случае и которые до определенной степени мало зависят от объема производства (аренда здания). Переменными называют такие издержки, которые связаны с затратами на покупку сырья, ра­бочей силы, применение которых непосредственно сказывается на объеме производимой продукции (чем больше продукции, тем больше используемого сырья, т. е. издержек). Поскольку основным ориен­тиром в рыночной экономике является рыночная це­на, каждый предприниматель пытается найти такую технологию производства, чтобы средние издержки производства были ниже этой цены и, таким обра­зом, предприятие принесло бы более высокую быль.

Предпринимательство осуществляется в опреде­ленных организационно-правовых формах. Выбор предпринимателем той или иной формы зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, сравнительных преимуществ той или иной формы. В каж­дой стране действует свое законодательство по органи­зации предпринимательства.

Все те, кто занимается предпринимательской де­ятельностью, могут быть условно разделены на две большие группы: юридические лица и индивидуаль­ные предприниматели.

Юридическим лицом называется особая организа­ция, которая может самостоятельно от своего имени уча­ствовать в имущественном обороте, приобретать гражданские права и обязанности и которая образу­ется и прекращает свое существование в специаль­ном порядке. Юридическое лицо является основной правовой формой коллективного участия лиц в граж­данском обороте. Физические лица (граждане) могут заниматься предпринимательством, приобретя ста­тус индивидуального предпринимателя. Для получе­ния такого статуса они обязательно должны обладать гражданской дееспособностью.

Экономическая де­ятельность может осуществляться различными субъ­ектами — индивидуальными лицами, семьей, госу­дарством и т. п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, под предприятием понимают сложную материально-технологическую и социальную систему, обеспечивающую производство экономических благ, а с другой — саму деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.

Одно время в экономической науке господствовало мнение, что крупные предприятия имеют преимущество перед мелкими. Поэтому будущее мировой эко­номики виделось в функционировании крупных предприятий-гигантов. Через эти иллюзии прошли многие развитые страны, однако данный путь пока­зал свой тупиковый характер. Очевидно, что крупное производство имеет ряд бесспорных преимуществ:

1) позволяет решать задачи более крупного масштаба (например, строительство железной дороги возможно только крупной организацией);

2) за счет концентрации доходов обладает больши­ми возможностями для маневрирования ресурсами производства, что позволяет обеспечить устойчи­вость в получении доходов;

3) имеет возможность наладить массовое произ­водство и за счет него снижать свои издержки.

Однако для удовлетворения многих потребностей нет нужды организовывать крупные предприятия. Это особенно касается тех видов деятельности, кото­рые ориентируются на достаточно узкий круг заказ­чиков с индивидуальными запросами. К тому же крупное производство легко перерастает в монопо­лию, что ущемляет интересы потребителей. Моно­полия зачастую сокращает производство в целях взвинчивания цен. Мелкое производство такими воз­можностями не располагает. Поэтому оно не пред­ставляет для государства угрозы как потенциаль­ный монополист. Заполняя пустые ниши на рынке, невыгодные для крупного бизнеса, мелкие предприя­тия делают его более разнообразным. Кроме того, на­полняя рынок дополнительным количеством това­ров, мелкие предприятия увеличивают совокупное предложение, препятствуя росту товарных цен. По­тому мелкое предпринимательство сегодня поощря­ется многими государствами с рыночной экономи­кой.

Вопросы:

  1. Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Принципы предпринимательства.

  2. Предпринимательство индивидуальное и коллективное. Физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

  3. Предприятие как сложная материально-технологическая и социальная система и как деятельность по организации производства различных товаров и услуг.

  4. Установите положительные и отрицательные стороны крупного и мелкого предприятия.

Источники: первый – глава 5-я, параграф 2-й.

второй – раздел 5-й, параграф 7-8-й.

Лекция № 29