logo
Курс лекций по обществознанию техн

Наука и её роль в жизни общества

  1. Понятие и роль науки;

  2. Социальные функции науки;

  3. Модели развития научного знания. Парадигма.

Понятие и роль науки;

Сегодня, в век научно-технического прогресса, че­ловечество особенно ясно осознает место и значи­мость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению науч­ных исследований в самых различных областях по­знания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства ма­териальных благ.

Наука - это теоретические сис­тематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в аб­страктно-логической форме и основанные на дан­ных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир во­все не таков, каким он представляется людям, изу­чающим его только при помощи методов чувственно­го познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие су­щественно замедлилось. Однако постепенно в резуль­тате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Га­лилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются науч­ные общества и академии, издаются научные журна­лы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы орга­низации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же вре­мени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым ви­дом — духовным производством.

Социальные функции науки.

Схема № 19. Социальные функции науки

Важнейшими социальными функциями науки яв­ляются:

а) познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть яв­ления окружающего мира в их единстве и многообра­зии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции раз­вития общества и дать рекомендации по их преодоле­нию.

Модели развития научного

знания. Парадигма

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в про­шлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествен­ников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая систе­ма идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадиг­му общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и пара­дигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке пробле­мы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддаю­щихся объяснению с помощью существующих те­орий. Наступает этап кризиса, происходит научная еволюция, в ходе которой старая парадигма заме­няется новой.

Представляя собой подсистему более сложной сис­темы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фунда­ментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем имен­но открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей кото рых является поиск решений текущих, подчас сию­минутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее разви­вается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для это­го наукой уже накоплен соответствующий объем зна­ний. Если же такового запаса нет, то выполнить об­щественный заказ наука не в состоянии.

Вопросы:

1. Дайте дефиницию понятия «наука» и определите её роль в материальном производстве.

2. Почему родиной науки считается Древняя Греция?

3. Какие социальные функции науки Вы знаете? Назовите и дайте пояснения.

4. Модели развития научного знания: в чем они выражаются

5. Дайте определение понятия «Парадигма» и укажите этапы замены её замены.

6. Что способствует развитию науки?

Источники: первый: глава 6-я, параграф 3-й;

второй – раздел 4-й, параграф 3-й;

третий – раздел 3-й, глава 12-я, параграф 45-й.

Лекция № 19

Мораль

  1. Мораль и её роль в обществе;

  2. Нравственный идеал. Категорический императив И. Канта

Мораль и её роль в обществе

Мораль — это представления и правила, которые обычно су­ществуют в виде неписаных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправед­ливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном. Мораль как особое явление изучает этика

Мораль — это явление, которое обладает двумя, на первый взгляд, несовместимыми сторонами. С одной стороны, мораль — это индивидуальные ценности и убеждения человека, в соответ­ствии с которыми он считает необходимым совершать любые дей­ствия,

С другой стороны, мораль всегда коллективна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответству­ющих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои собствен­ные поступки, но и поступки других людей; мораль служит осно­вой для оценки поступков человека со стороны других людей; мораль является общей для всех.

Моральный человек строит свое поведение в соответствии с особыми принципами и ценностями. Однако, чтобы быть полнос­тью моральным, одного этого недостаточно. Во-первых, эти прин­ципы должны учитывать чувства, интересы и особенности других людей. Во-вторых, необходимо также применять те же самые принципы и ценности к действиям других людей. Другими сло­вами, подлинная мораль не допускает «двойных стандартов», то есть оценки одинаковых поступков разных людей с точки зрения разных норм. И действительно, убийство всегда аморально, неза­висимо от того, кто его совершил. Сейчас в мире наблюдается тенденция к отказу от смертной казни. Другими словами, все боль­ше государств признают, что убийство — даже на государствен­ном уровне, даже тогда, когда оно кажется обоснованным виной преступника, — аморально.

Мораль выражается в виде совести. Под совестью обычно по­нимают способность познавать моральные ценности. Совесть — это особая структура человеческой психики, которая отвечает за то, чтобы человек поступал с учетом интересов других людей. Выра­жаясь иначе, совесть как бы представляет внутри человека обще­ство, в котором тот живет, и защищает интересы этого общества.

Слово «мораль» в одном из своих значений означает «закон, правило, предписание». Однако между законом в собственном смысле слова (то есть законодательным актом) и моралью имеют­ся не только сходства, но и различия. Рассмотрим их по очереди.

Между моралью и законом существует определенное сходство. Например, запрет на убийство и проявление агрессии по отноше­нию к другому человеку — это моральная норма, и людей с дет­ства приучают к тому, что эту норму нельзя нарушать. Эта же норма закреплена в законодательстве.

В то же время мораль значительно отличается от закона, а потому их не следует смешивать. Если закон создается специаль­ными властными органами, а его исполнение обеспечивается пу­тем введения наказаний за его нарушение, то мораль всегда су­ществует как ценности, которым человек следует сознательно, независимо от того, закреплены ли нормы морали в виде закона. К тому же закон может быть несправедливым или предписывать че­ловеку поведение, которое осуждается с точки зрения морали, тог­да как нормы морали непосредственно создают представления о справедливости. Например, государство может принуждать чело­века сообщать в правоохранительные органы любую информацию о правонарушениях, совершенных другими людьми. Конечно, в большинстве случаев такие действия с точки зрения морали не являются предосудительными. Но как быть, если с точки зрения закона действия оцениваются как преступные, а с точки зрения морали в них нет ничего предосудительного? В этом случае чело­век, сообщивший в соответствующие органы о таких действиях, с точки зрения морали будет обычным доносчиком, «стукачом».

Нарушение норм морали также карается,- хотя и совсем ина­че, чем нарушение закона. Если человек преступил закон, его могут оштрафовать или посадить в тюрьму. Нарушение же норм морали может привести лишь к осуждению со стороны других людей. Последнее подтверждает то, что мораль существует преж­де всего как убеждения.

Нравственный идеал.

Категорический императив

И. Канта

. Мораль существует благодаря нравствен­ному идеалу, который существует в общественном сознании. Нрав­ственный идеал — это абсолютный критерий оценки поступков человека с точки зрения нравственности. В качестве нравственно­го идеала может выступать бог или совокупность представлений. Божественная природа нравственного идеала характерна для ре­лигиозного сознания.

Наиболее известным нравственным идеалом является катего­рический императив Иммануила Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеоб­щего законодательства». Это означает, что человек должен стро­ить свое поведение в соответствии с принципами, которые мог бы одобрить он сам и могли, бы одобрить другие люди, тем самым приняв их в качестве общего принципа для поведения всех лю­дей.

Согласно Канту, человек должен совершать поступки в соот­ветствии с долгом. А из этого следует, что ни один человек не имеет права ограничивать свободу другого, лишать его жизни или собственности.

Возникновение морали. Большинство мыслителей, занимав­шихся проблемой морали, пришли к выводу, что мораль самодо­статочна и имеет основания в самой себе. Это означает, что ее нельзя вывести из законов, которым подчиняется экономика, политика или психика человека; мораль не может быть обоснова­на с опорой на эти законы.

Моральные ценности, распространен­ные в нашей стране, сформировались под влиянием православия, которое всегда негативно относилось к материальным ценностям. В русском языке есть даже слово «собственничество», которое обладает ярко выраженным отрицательным смыслом и по своему смыслу сближает­ся с такими словами, как «жадность» и «скупость». Существует несколько объяснений того, откуда возникла мо­раль:

1. В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. Это означает, что мораль зависит от того, как устроено общество, ка­кие цели стоят перед ним и в какие отношения вступают люди. Например, положительная оценка борьбы за свои права на соб­ственность тесно связана с устрой­ством рыночной экономики.

Подтверждением этой точки зрения служит тот факт, что внутри отдельного общества мораль обычно неоднородна. Разные социальные группы поддерживают различные моральные ценно­сти. Обычно они не вступают в сильное противоречие, однако и не могут быть сведены друг к другу.

2. В соответствии с другим способом объяснения источником морали является бог (или абсолютный разум): некоторые мысли­тели полагали, что источником морали является природа челове­ка. С этой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответ­ствуют его природе. Нередко даже высказывается мнение, что только благодаря религии существует мораль.

Не менее важную роль с точки зрения формирования мо­ральных убеждений играет искусство, правовые и политические нормы. Однако в таком утверждении есть и много справедливого. Свод морально-этических установок - это обязательный компо­нент любой религиозной системы.

3. И, наконец, существует точка зрения, согласно которой мо­раль создает отдельный человек. (Именно он дает оценку своим собственным действиям и действиям других людей. Понятно, что такое объяснение отрицает как связь морали с деятельностью людей, так и ее данность свыше.

Вопросы:

  1. Что такое моральная оценка? Приведите пример.

  2. Добро и зло… Что это такое?

  3. Что такое, по вашему мнению, порядочный человек?

  4. Имеет ли человек собственную мораль, и если нет – то почему?

  5. Как Вы понимаете выражение «двойной стандарт»? Приведите примеры.

  6. Поясните суть категорического императива Иммануила Канта.

  7. В чем заключаются сходство и различие морали и права?

Источники: первый – глава 6-я, параграф 2-й;

второй – раздел 4-й, параграф 4-й;

третий – раздел 1-й, глава 3-я, параграф 15-й.

Лекция № 20