Искусство как вид духовного производства.
1. Сущность искусства, его происхождение;
2. Основные формы искусства;
3. Функции искусства.
Сущность искусства, его
происхождение
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Искусство зародилось еще в античную эпоху, но в тот период оно не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и управление государством, и процесс лечения людей и т.д. Обособление же собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в его современном понимании произошло прежде всего в области ремесла Изготовление посуды, в частности, знаменитых греческих ваз (амфор, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами.. Орнаментом называют узор, построенном на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты -меандры- представляли собой изломанную под прямым углом линию, образовавших ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов.
Постепенно процесс создания эстетического из сферы материальной перенесен был в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого вымышленного мира.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущем.
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.
Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Основные формы искусства.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Мы выделяем следующие виды искусства.
1. Архитектура (зодчество)- вид искусства, представляющий собой систему зданий1 сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека. Архитектура занимает особое место среди других видов искусства, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостороительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
2. Живопись- вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.
Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.
Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:
• Портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;
• Натюрморт - изображение окружающих человека вещей;
• Пейзаж - изображение естественной или преобразованной человеком природы;
• Бытовой жанр - изображение повседневной жизни людей;
• Анималистический жанр - изображение животных;
• Исторический жанр - изображение исторических событий и деятелей.
От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.
Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром графики является карикатура.
3. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на v круглую (голова, бюст, торс) и рельефную - выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельеф - это низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего рельефного объема. Горельеф - это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.
Различают скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещения. Декоративная - скульптура средних, а монументальная -больших и огромных размеров.
4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанного с бытовыми нуждами людей. К этому виду искусства относят произведения, выполняемые из самых различных материалов - из дерева, глины, камня, стекла, металла и др. Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей.
5. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах. Первые литературные произведения - легенды, мифы, былины - появились еще тогда, когда человечество еще не имело своей письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество называется фольклором.
6. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то она называется инструментальной.
7. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
8. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.
9. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
10. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
11. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
12 Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.
Функции искусства
Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций: оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно-ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей человека.
Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.
Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства -жизнь людей - чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, с помощью которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре -объемно-пространственные формы и т.д.
В третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым в науке. В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни человека, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Вопросы:
Что есть искусство?
Изложите краткую историю искусства;
Виды искусства- перечислите.
Перечислите функции искусства и поясните каждую функцию.
В чем, по вашему, специфика искусства?
Охарактеризуйте сегодняшнюю массовую культуру.
Источники: первый – глава 6-я, параграф 5-й;
второй - раздел 4-й, параграф 6-й.
Лекция № 22
- Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
- Развитие обществознания в Новое время.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
- Общественный прогресс и его критерии
- Человек как биосоциальное существо
- Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
- Духовный мир человека
- Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- Истина и заблуждение. Критерии истины
- Научное познание
- Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
- Развитие знаний о человеке.
- Духовная культура личности и общества
- Наука и её роль в жизни общества
- Религия как феномен культуры
- Искусство как вид духовного производства.
- Образование и самообразование
- Экономика, её роль в жизни общества
- Типы экономических систем
- Экономический цикл. Экономический рост
- Экономическое содержание собственности Правовые аспекты экономики.
- Производство: структура, факторы, виды.
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт. Рыночный механизм.
- Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
- Социальная структура общества. Неравенство и социальная стратификация.
- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Социальные нормы. Социальное поведение
- Семья как социальный институт и как малая группа.
- Ребенок в семье. Права ребенка
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.
- Политическая система общества Сущность и основные типы государства
- Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы
- Гражданское общество и правовое государство.
- Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы
- Право в системе социальных норм.
- Источники права
- Правоотношения, правонарушения
- Юридическая ответственность и ее виды
- Права и свободы человека
- Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя рф.
- Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
- Правительство Российской федерации
- Судебная система Российской федерации
- Российская федерация и ее субъекты
- 2. Единство системы государственной власти
- Гражданское право. Трудовое право
- Уголовное право. Ответственность несовершеннолетних